АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩЕСТВА
Процесс реформирования российского общества захватил и его интеллектуальный аспект. Многие участники и наблюдатели этого процесса отмечают его последствия, свидетельствующие (по их мнению) о деградации России в этом важнейшем аспекте ее исторического бытия. Я не собираюсь солидаризироваться с такими суждениями и не собираюсь их опровергать. Я хочу лишь прояснить ситуацию с чисто социологической точки зрения, уточнив характеризующие этот аспект понятия и предоставив самому читателю самому оценивать российскую ситуацию в рамках этих понятий.
Прежде всего введем понятие "интеллект общества". Общество не есть всего лишь сумма отдельных людей. Это - целостный организм, в котором входящие в него люди определенным образом организованы, структурируются в различные подразделения, выполняют различные частичные функции и т.д., соответственно и интеллект общества не есть сумма интеллектов отдельных граждан. Это - свойство общественного организма как единого целого, определенный компонент его социальной организации. Он воплощается в структурных компонентах ее, функционирование которых охватывает общество именно как целое. Они общеизвестны. Называя их, я не делаю открытия, я лишь привлекаю к ним внимание как к органам интеллекта общества.
К числу органов, в которых воплощается интеллект общества, относится прежде всего система образования, а в ней - школьное образование и вообще та часть образования во всех учебных заведениях, которую называют общим образованием. Сейчас ее стали считать избыточной, непрактичной и вообще ненужной. А между тем это - основа интеллекта общества. В свое время после победы прусской армии в битве при Садовой на вопрос что явилось главным фактором победы, Бисмарк ответил: победил прусский народный учитель. Бисмарк имел в виду прусскую народную школу, которая тогда была лучшей в Европе. Я думаю, что на вопрос о главном факторе нашей победы в войне с Германией в 1941-1945 годы мы с полным правом можем ответить: это - советская школа. Победил прежде всего советский десятиклассник.
Вторым по степени важности компонентом интеллекта общества являются научные исследования, и в первую очередь те, которые называются фундаментальными. Сейчас к ним относятся так же, как к "избыточному" общему образованию, и прилагают немалые усилия к тому, чтобы их сократить или вообще прекратить. Верно, что они не имеют непосредственного практического (скорее - коммерческого) применения. Но роль их в обществе неизмеримо значительнее: они вносят в интеллект общества вклад, делающий общество устремленным в будущее и способным иметь успехи именно с точки зрения его выживания и прогресса в будущем. Без такой перспективы общественный организм в современных условиях обречен на историческую деградацию и даже гибель. То, что я сказал, не есть некий пропагандистский лозунг. Это - беспощадная социальная необходимость.
Третий по степени важности компонент интеллекта общества образует идеология, и в первую очередь те из многочисленных и разнообразных идеологических учений, в которых гражданам общества прививаются определенные представления о человеке, о его природном и социальном окружении, о жизненных ценностях и т.д. Одним из важнейших (если не самым важным) факторов исторического взлета западной цивилизации явился необычайно высокий (для своего времени) подъем именно общественного интеллекта, который , в свою очередь, был бы невозможен без подъема светской (нерелигиозной, гражданской идеологии, оттеснившей идеологию религиозную и ставшей доминирующей в интеллектуальном прогрессе человечества. Идеи великих мыслителей нескольких последних столетий (начиная с эпохи Ренессанса) Бэкона, Гоббса, Локка, Декарта, Паскаля, Руссо, Вольтера, Гольбаха, Дидро, Лейбница, Канта и многих других до сих пор образуют фундамент западной идеологии. Величайшие достижения нашей страны в советский период были бы в принципе немыслимы без того вклада в интеллект советского общества, который внесла в него советская общегражданская (светская, нерелигиозная, - я это особо подчеркиваю!) идеология. С разгромом ее в постсоветские годы в России начался процесс идеологической деградации, вносящий свой весомый вклад в процесс снижения интеллектуального уровня российского общества в целом.
Четвертый по степени важности компонент интеллекта общества образует искусство, и в первую очередь - художественная литература, театр, кино и (в наше время) телевидение. Теперь к ним, пожалуй, следует добавить Интернет, поскольку и в нем развиваются новые явления, которые можно относить к сфере искусства. Вряд ли стоит пояснять, какую роль в интеллектуальной жизни человечества играют упомянутые явления. Рассмотренные компоненты самого механизма интеллекта общества совместными усилиями формируют этот интеллект именно как нечто целостное. Благодаря ему формируется интеллект миллионов граждан общества. В современных гигантских обществах возникает и постоянно воспроизводится огромный объем задач, для решения которых требуется соответственно огромный интеллект высокого уровня именно в масштабах общества в целом. Он не сводится к интеллектам, задействованным в отдельных подразделениях общества. Более того, состояние последних зависит прежде всего от состояния интеллекта общества в целом. Упомянутые задачи разнообразны и изменчивы по составу и по типам. Они не сводятся к тем, какие сейчас считаются наиболее важными - прикладными, связанными с немедленными успехами (в особенности, коммерческими). Такие частные задачи - капля в океане задач, которые под силу решить лишь с высокоразвитым интеллектом общества в целом. От этого зависит социальная эволюция общества в целом, его историческая судьба.
Интеллект общества характеризуется комплексом признаков, в их числе широтой, гибкостью, уровнем и т.д. Все они могут быть изучены строго научными методами, в том числе - могут быть достаточно точно измерены. Так что можно сравнивать различные общества, например, по уровню интеллекта и фиксировать изменения в этом отношении в эволюции их. Точно измерять - это не значит приводить примеры выдающихся личностей и подсчитывать число студентов, научных работников и т.д. Это, конечно, имеет какое-то значение. Но тут требуется более серьезная техника исследования, опирающаяся на научную теорию, адекватную современному состоянию человечества. В стране, например, может быть довольно много гениев и может быть сделано много выдающихся открытий, а общий уровень интеллекта страны может оказаться сравнительно низким. Эти гении могут появиться за счет международных связей и влияний, как исключение, не влияющее на уровень интеллекта общества. Интеллект общества является важным фактором могущества общества. Но последнее зависит не только от него. Советский Союз, например, имел (по моим личным измерениям) очень высокий интеллектуальный уровень. И это в комплексе с другими факторами позволило ему решить ряд задач эпохального и глобального масштаба. Он потерпел поражение в войне с западным миром, который превосходил его во многих других отношениях. Да и интеллектуальный уровень Запада был высоким, а к концу войны (к концу двадцатого века)стал сопоставим с советским. Советский же стал падать, что стало одним из факторов (опять-таки в комплексе с другими) поражения Советского Союза. По моим наблюдениям, интеллектуальный уровень США стал неадекватным тому объему и типу интеллектуальных задач, с которыми все в нарастающей степени приходится иметь дело США. Они пока преодолевают эту неадекватность тем, что фактически эксплуатируют интеллект тех стран, в которых он не находит применения. К тому же США обладают военной и экономической мощью, позволяющей им и со сравнительно низким уровнем интеллекта успешно (пока) покорять планету. Как говорится, сила есть - ума не надо. Но бесконечно такое состояние продолжаться не может. Интеллектуальная недостаточность может стать одним из факторов кризиса США и западного мира в целом.
Что касается современной (постсоветской) России, то и без особых научных исследований с утонченной технологией большому числу россиян очевидно (я сужу по выступлениям осведомленных и высокопрофессиональных россиян в СМИ и на всякого рода конференциях), что после антикоммунистического переворота в горбачевско- ельцинские годы в России началось стремительное снижение интеллекта общества. Россия стала эволюционировать в таком направлении, что развитый в советские годы огромный общественный интеллект оказался избыточным и по большей части вообще ненужным или непригодным для решения новых задач. Естественно, он стал отмирать по законам природы.
Александр Зиновьев, 17.02.05 г.
Источник: http://www.zinoviev.ru/ru/articles/zinoviev-intellekt.html |