Занятия и интересы в Интернете
21.09.2009 16:40 | RUметрика
RUметрика предлагает обзор пользовательских занятий в интернете по данным собственного онлайн-опроса и данных исследований The Online Monitor, ФОМ
и зарубежных компаний. Помимо долей пользователей, занимающихся той или
иной активностью в сети, приводятся данные о том, что из предложенного
они делают ежедневно, а также что ещё не начали делать, но хотят в
ближайшее время освоить. Опросы пользователей проводились в течение
2009 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОСНОВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
- Самое популярное занятие пользователей Рунета – чтение новостей. От 65% до 77% пользователей делают это хотя бы раз в месяц
- Поисковыми сервисами ежемесячно пользуются от 50% до 81,4% пользователей сети в РФ
- Фото и видео в сети размещают вдвое меньше пользователей, чем скачивают и смотрят, по аудио подобный разброс достигает 7-8 раз
-
Покупки в сети совершает примерно 20%, пользуются электронными деньгами
– от 7% до 15,4% пользователей, финансовые и банковские операции
проводят онлайн 5% - 12,4%
- За рубежом пользователи чаще всего пользуются электронной почтой (60%) и ищут информацию в сети (49%)
- Пользователи глобальной сети вдвое реже интересуются новостями (39%), чем суточная аудитория Рунета (70%)
В начале сентября RUметрика
провела онлайн-опрос пользователей касательно их активности в
интернете. Помимо действий, выполняемых когда-либо за последний месяц,
отдельно выделялись занятия, которые пользователь считает для себя
необходимым выполнять регулярно, каждый день.
Рисунок 1. Основные занятия пользователей интернета в России, RUметрика
Данные у RUметрики
получились следующие: чтение новостей лидирует – в течение месяца к
информационным сайтам обращались 77% опрошенных, ежедневно этим
занимаются 70,1% пользователей. Электронной почтой хотя бы раз в месяц
пользуются 73,8% интернет-аудитории, каждый день пишут и получают
письма 64,6% респондентов.
Поиском обычно
пользуются 68,7% граждан, однако ежедневная необходимость наблюдается
уже у 51,5%. Прогнозом погоды интересуются 68,4%, 56,6% из них –
ежедневно. Ещё одним регулярным занятием можно назвать общение
посредством служб обмена мгновенными сообщениями (ICQ, GTalk и т.д.) –
34,7% всего, 28,6% из них каждый день.
Остальные
занятия интернет-пользователей не так регулярны. Примерно половина тех,
кто читает блоги, форумы, сервисы рекомендаций и пишет в них, играет в
онлайн-игры, пользуется каталогами и рейтингами сайтов, заходит на
серверы знакомств, делает это ежедневно.
Ещё меньше из
числа тех пользователей, кто качает, либо просматривает в сети фото и
видео, загружает ПО, смотрит карты Росси и мира, слушает и качает
музыку, размещает фото, аудио и видео, смотрит онлайн-ТВ, выполняет
описанные действия каждый день. Этими преимущественно развлекательными
сервисами ежедневно пользуются менее трети всех к ним обращающихся хотя
бы раз в месяц.
Что любопытно,
скачивать или прослушивать/просматривать аудио и видеозаписи, размещать
свои фото, писать в блоги, т.е. создавать контент в сети предпочитают
намного меньше пользователей, чем потребляющих его интернетчиков. Так,
для сравнения, скачивают, либо просматривают онлайн фото или видео
46,6% пользователей (20,8% из них ежедневно), а размещают свои фото- и
видеоработы 22,9% хотя бы раз в месяц, а ежедневно – 4,9%. У слушателей
музыки в сети и тех, кто её размещает, разброс ещё больше: 38,6%
слушателей всего (14,4% ежедневных) и только 5,3% хотя бы раз в месяц
(2,1% каждый день).
Совершали
покупки в интернете всего за истекший месяц 19,8% опрошенных,
оплачивали товары и услуги в сети - 12,7%, проводили различные
банковские и финансовые операции посредством интернета 12,4%
пользователей Рунета. Довольно логично, что подобные операции
необязательно совершать каждый день, однако 2,9% респондентов каждый
день совершают покупки в сети, 2,4% - оплачивают через интернет товары
и услуги, и 5,4% совершают банковские и финансовые операции. Т.е.
торговые операции ежедневно проводят в сети каждый шестой – седьмой
пользователь (преимущественно частные лица), финансовые – около
половины (вероятнее всего – по работе).
ФОМ,
в свою очередь, весной проводил собственный опрос пользователей об их
занятиях в интернете. Поскольку опрос касался месячной аудитории сети,
данных о ежедневной активности пользователей не представлено. Зато в
ходе исследования было выяснено у пользователей, какие виды сетевой
активности из ещё не освоенных они хотели бы постигнуть в ближайшем
будущем.
Рисунок 2. Основные занятия пользователей интернета в России, Фонд Общественное мнение
Респонденты ФОМа, также как и у RUметрики,
отдают предпочтение чтению новостей: 66% интернет-аудитории делают это
регулярно, ещё 4% хотели бы поступать также. Варианта ответа про
пользование электронной почтой в опроснике не было, поэтому второе
место рейтинга занимает пользование поисковыми сервисами (50% + 2%
желающих).
Половина аудитории Рунета, по версии ФОМ,
слушает или скачивает аудиозаписи, смотрит и скачивает видео 44%
опрошенных, по 7% интернетчиков собираются впредь поступать также.
Скачивание и
обновление ПО интересует треть опрошенных, сетевые игры – примерно 4-ую
часть. Причём каждый десятый, не играющий в онлайн-игры, хотел бы этим
в дальнейшем заняться. Примерно четвёртая часть месячной
интернет-аудитории, по версии ФОМ, размещает свои фото- и видеоработы на специализированных сервисах.
17% пользователей Рунета в последний месяц искали работу через интернет. Ещё 9% собираются этим заняться в обозримом будущем.
Что касается финансовой активности в сети, доля тех, кто ещё не
занимался этим, но очень хотел бы, превышает количество уже освоивших
данные возможности. Например, 17% опрошенных покупали, заказывали
товары или услуги в интернет-магазинах, чуть больше пользователей ещё
так не поступали, но очень хотели бы. Оплатой товаров и услуг
электронными деньгами в последний месяц занимались 7%, в два раза
больше пользователей планируют так поступать в будущем.
Интернет-банкинг уже освоили 5% опрошенных, ещё 12% респондентов
собираются заняться этим в дальнейшем. Что же касается игр на бирже и
курсах валют через интернет, то, в противовес 2% уже играющих,
пополнить их ряды стремятся 11% рунетчиков.
Online Monitor
также предлагают данные собственного исследования пользовательской
активности в сети. По их данным, самая распространённая активность в
Рунете – поиск информации (81,4%), пользование электронной почтой
(77,7%) и просмотр прогноза погоды (66,9%). Чтение новостей по рейтингу
The Online Monitor
оказалось на четвёртой позиции с 65% ответов пользователей. Службы
обмена мгновенными сообщениями (ICQ и т.п.) завоевали 55,7% голосов и
оказались пятыми.
Таблица 1. Основные занятия пользователей интернета в России по данным The Online Monitor
Занятия в интернете
|
Доля пользователей
|
Поиск информации
|
81,4%
|
Использование электронной почты
|
77,7%
|
Просмотр прогноза погоды
|
66,9%
|
Просмотр новостей
|
65,0%
|
Использование службы обмена мгновенными сообщениями (ICQ и т.п.)
|
55,7%
|
Обновление/загрузка программного обеспечения
|
49,1%
|
Прослушивание/скачивание аудиокомпозиции
|
46,8%
|
Просмотр видеороликов
|
40,6%
|
Размещение фотографий
|
36,8%
|
Чтение блогов
|
33,0%
|
Онлайн-игры
|
31,2%
|
Совершение покупки
|
20,6%
|
Онлайн-ТВ
|
16,4%
|
Оплата товаров или услуг через интернет
|
15,4%
|
Пользование сайтами знакомств
|
15,3%
|
Написание сообщений в блоги
|
11,7%
|
Проведение банковских и финансовых операций
|
11,1%
|
Использование интернет-телефонии
|
10,8
|
Размещение аудиокомпозиций
|
9,0%
|
Размещение видеороликов
|
8,2%
|
Другое
|
17,0%
|
Ничего
|
0,7%
|
Рисунок 3. Основные занятия пользователей интернета в России, The Online Monitor
Более четверти
пользователей также пользуются обновлением и загрузкой ПО (49,1%),
прослушиванием и скачиванием аудиокомпозиций (46,8%), просмотром
видеороликов (40,6%), размещением фотографий (36,8%), чтением блогов
(33%) и онлайн-играми (31,2%).
По результатам The Online Monitor
размещением контента (написание сообщений в блоги, размещение в сети
аудио- и видеофайлов) занимаются в среднем в 3-4 раза меньше
пользователей, чем аудитория, их потребляющая (т.е. скачивание,
прослушивание, просмотр и чтение). Новыми технологиями (онлайн ТВ,
интернет-телефония) пока интересуются 16,4% и 10,8% российских
пользователей сети соответственно. Зато, по данным The Online Monitor и MASMI Russia,
20,6% пользователей сети совершают покупки онлайн, 15,4% оплачивают
товары или услуги через интернет и 11,1% проводят банковские и другие
финансовые операции.
Чтобы
сопоставить все полученные в опросах данные, составим итоговую таблицу
основной сетевой активности пользователей Рунета. Неизбежные различия в
представленных данных кроются в том, что у разных исследовательских
компаний опрос производился у разного вида интернет-аудитории. Так в
опросе RUметрики с определенной долей уверенности выявляется месячная и суточная аудитории, у ФОМа опрос затронул месячную аудиторию, а у The Online Monitor точной градации по частоте пользования интернетом не отмечено.
Таблица 2. Сводные данные о видах сетевой активности пользователей Рунета
Виды сетевой активности пользователей Рунета
|
RUметрика
|
ФОМ
|
The Online Monitor
|
Чтение новостей в Интернете
|
77,1%
|
66,0%
|
65,0%
|
Пользование электронной почтой
|
73,8%
|
-
|
77,7%
|
Пользование поисковыми сервисами
|
68,7%
|
50,0%
|
81,4%
|
Просмотр прогноза погоды
|
68,4%
|
-
|
66,9%
|
Скачивание и просмотр фото, видео
|
46,6%
|
44,0%
|
40,6%
|
Скачивание, обновление ПО
|
44,3%
|
33,0%
|
49,1%
|
Чтение блогов, форумов
|
41,8%
|
-
|
33,0%
|
Скачивание и прослушивание аудио
|
38,6%
|
50,0%
|
46,8%
|
Общение по ICQ и т.п.
|
34,7%
|
-
|
55,7%
|
Онлайн-игры
|
23,4%
|
26,0%
|
31,2%
|
Размещение фото, видео
|
22,9%
|
24,0%
|
36,8% / 8,2%
|
Совершение покупок в интернете
|
19,8%
|
17,0%
|
20,6%
|
Просмотр онлайн-ТВ
|
19,0%
|
-
|
16,4%
|
Писать в блогах, на форумах и т.п.
|
15,9%
|
-
|
11,7%
|
Посещение сайтов знакомств
|
15,5%
|
-
|
15,3%
|
Оплата товаров-услуг электронными деньгами
|
12,7%
|
7,0%
|
15,4%
|
Проведение банковских / финансовых операций в сети
|
12,4%
|
5%
|
11,1%
|
Размещение аудиокомпозиций
|
5,3%
|
-
|
9,0%
|
Согласно полученным данным, хотя бы один раз в месяц новости читают 77%
опрошенных россиян. Причём значительно больший показатель читающих
новости интернетчиков у RUметрики объясняется спецификой опроса: один из опросников был размещён на главной странице новостного сервиса Rambler Новости – соответственно, посетители ресурса чаще отвечали про чтение новостей и на это нужно делать поправку. У ФОМ и The Online Monitor показатели практически единодушны – 65% - 66% интересующихся новостями пользователей.
Об электронной почте в исследовании ФОМ
не спрашивалось, по данных двух других компаний, e-mail пользуются
около 74% - 78% интернетчиков. Погодой, по их же данным, интересуются
67% - 68,4% пользователей.
Что касается поиска, данные разнятся: от 50% у ФОМ, 69% у RUметрики и до 81,4% у The Online Monitor.
Вероятнее всего разброс объясняется объёмами выборки, возрастом
респондентов, частотой посещения сети. Так, анализируя показатели
пользовательской активности у ФОМ,
вероятнее всего можно заключить, что аудитория опроса была достаточно
молодёжной – они чаще слушают музыку в сети, в достаточной степени
уделяют внимание видеоконтенту, играм и совсем мало совершают
финансовых операций онлайн. Кроме того, по данным выборки, вероятнее
всего The Online Monitor и RUметрика представляют более регулярную аудиторию Рунета, тогда как исследование ФОМ затронуло месячную аудиторию веба.
Скачивание и просмотр, прослушивание аудиозаписей, видеороликов и
фотографий интересует от 40% до 50%, размещают видео и фото 23-24%
пользователей. Аудиофайлы при этом публикуют в сети менее 10%
пользователей. Что касается ПО, то разброс интересующихся его
обновлением, либо скачиванием – от 33% до 49%. Блоги и форумы читают
33-42% рунетчиков, пишут в них – от 12 до 16% опрошенных. В
онлайн-играх заинтересованы от 23 до 31% пользователей, онлайн-ТВ – от
16% до 19%. Знакомятся в сети порядка 15% опрошенных.
В отношении
покупок в интернете – их совершают от 17% до 21% пользователей, т.е. в
среднем каждый пятый. Что касается оплаты товаров и услуг электронными
деньгами, то, по данным разных исследований, их доля варьируется от 7% ( ФОМ) до 15,4% ( The Online Monitor), проведение прочих финансовых и банковских операций онлайн – от 5% ( ФОМ) до 12,4% ( RUметрика). Поскольку у ФОМ
также представлены данные о большем количестве желающих освоить эти
операции, чем доля уже ими овладевших, можно предположить о
незначительном опыте онлайн, молодости аудитории и т.п.
Для сравнения, в отчёте зарубежной исследовательской команды Pew Internet & American Life Project
приводятся данные об обычной ежедневной активности пользователей
глобальной сети за пределами нашей страны. По этим данным, наиболее
распространённым сетевым сервисом у интернет-аудитории остаётся
электронная почта – 60% пользователей ежедневно проверяют свои
электронные почтовые ящики. Их доля за последние 7 лет выросла на 15%.
Поиск в
интернете по популярности у пользователей глобальной сети оказался на
втором месте с 49% ежедневных обращений. По данным Pew Internet, по сравнению с 2002 годом популярность Google, Yahoo, MSN и других подобных служб выросла на 69%.
Чтение новостей, по зарубежным данным, оказалось на третьей позиции с
39% популярности, 30% интересуются прогнозом погоды в сети. 29% - ищут
информацию, связанную с их увлечениями, 28% - посещают различные
страницы ради развлечения. Посещение сайтов социальных сетей занимает
седьмое место (13%) в списке ежедневных занятий пользователей.
Сопоставляя данные о суточной активности интернет-аудитории в России ( RUметрика) и за рубежом ( Pew Internet),
приходим к выводу, что особых различий у интернет-аудитории касательно
поиска в интернете и e-mail-общения нет. Так 60% за рубежом и около 65%
в РФ ежедневно пользуются e-mail, 49% ищут информацию в глобальной сети
и 51,5% - конкретно в Рунете. А вот чтению новостей наши
соотечественники ежедневно уделяют внимания почти в два раза больше:
70% по данным RUметрики и 39% - Pew Internet. Погодой в России интересуются 56,6% против 30% пользователей интернета за рубежом.
Источник: http://finance.rambler.ru/news/ratings/52201546.html |