РЕНАТА ЛИТВИНОВА: "НИКАКУЮ РАБОТУ НЕ СЧИТАЮ ЧЕРНОЙ" |
|
Профиль, 29.08.2009
Новый фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» (Украина, продюсер
Олег Кохан), в котором, по традиции, играет Рената Литвинова, был
представлен в конкурсной программе Московского МКФ и получил три приза
– ФИПРЕССИ, киноклубов и за лучшую женскую роль. Премьера картины в
Киеве ожидается в октябре, а фестивальный показ послужил поводом для
разговора с Ренатой Литвиновой.
Рената, есть жизнь, есть быт, есть работа, есть имидж. Вы человек,
который загружает себя до предела, так, чтобы ни минуты свободной…
Зачем?
Я как раз предпочитаю себя разгружать, а не загружать, потому что
нельзя сделать что-то важное, когда ты разобран на молекулы в разных
помещениях. Есть примеры – Кира Георгиевна Муратова. Та же Земфира. Они
сосредоточены на своем творчестве и дают нам всем пример, как нужно
служить своей профессии, своему таланту. У меня же, может, и не
получается быть по максимуму везде, но я стараюсь. Люди очень склонны к
деградации, только труд это может притормозить. Для меня очень важно –
работать. И никакую работу не считаю черной.
А вы уже видели свою новую совместную работу с Кирой Георгиевной – «Мелодию для шарманки»?
Да, но уже на озвучивании было понятно, что Кира сняла свой очередной
шедевр. Она все время экспериментирует, все время меняется – это
примета большого художника. «Мелодия» – набат, гремящий об утере умения
сострадать, о бытовом равнодушии.
Вами написаны многие сценарии для Муратовой, будет ли продолжаться ваше сотрудничество в этом направлении?
Как правило, никому не отдаю своих сценариев, а Кире я готова отдать
все, что ее заинтересует. Я буду счастлива, если она станет снимать, и
если ее будут финансировать в Украине. Может быть, продолжится ее
работа с молодым украинским продюсером Олегом Коханом, ведь, насколько
я знаю, кроме «Мелодии для шарманки», с этой же продюсерской компанией
снята ее короткометражка «Кукла». Она гениальный человек на территории
постсоветского пространства, и, считаю, ее нужно снабжать всеми
причиндалами, только бы работала.
А что происходит в вашей творческой жизни? Новый поворот, ведь недавно вы представили свою коллекцию одежды?
Да, но не отношусь к этому, как к делу своей жизни. Просто вынула из
шкафа вещи, которые люблю, и подумала, что наши дамочки, украшающие
себя стразами, бахромой и прочей чушью, выглядят нелепо. Есть черный
цвет, вполне почитаемый на нашем пространстве, есть натуральный шелк,
другие натуральные ткани, вещи из которых стоят, кстати, весьма
адекватно. Простая классика, съемный воротник, различные аксессуары
дают вариативную возможность надеть этот костюм и в офис, и на
вечеринку. Вещи такого порядка, изготовленные любой западной конторой,
стоили бы раз в 15 дороже.
Что вдохновляло, когда создавали коллекцию?
Мои представления об одежде и образе складывались во вгиковские
времена. Основа – классика мирового искусства, в частности,
кинематографа. Наслаждалась атмосферой и творениями величайших людей,
их гардеробом в том числе. Жан-Люк Годар и Огюст Ренуар, Микеланджело
Антониони и его муза Моника Витти, Федерико Феллини и Мазина, Лукино
Висконти... И у нас тоже: Марлен Хуциев, Жанна Болотова, сестры
Вертинские. Уверена, если вам нравится Модильяни, вы никогда не
наденете все эти растянутые свитера и драные джинсы.
Стало быть, дизайн одежды не главенствующая линия в творчестве. Что же, съемки, письменный стол, фотография?
Без фотоаппарата я теперь вообще из дома не выхожу. А снимаюсь в новой
картине «Карантин». Режиссер – тоже женщина, Евгения Гроховская. Это
такая рождественская сказка, где я играю главную роль – пионервожатой,
в которую вселилась ведьма. Вместе со мной в фильме снимается молодая
эстонская певица и актриса, моя тезка, Рената Пиотровски. Еще там много
хороших детских ролей.
А вы не боитесь роли ведьмы? Наталья Варлей, например, считает, что
Панночка из «Вия» сыграла достаточно негативную роль в ее судьбе.
Ой, нет, это не такая «закодированная» роль. Я, в принципе, никогда не
согласилась бы сниматься в экранизации того же Гоголя. Свято верю в то,
что сила его мистических представлений реально фатальна. Я не могу себя
экономить на съемочной площадке, выкладываюсь полностью. В быту – нет.
Кира Георгиевна открыла меня как актрису. Это было удивительно. Была
такая девушка-сценарист, и вдруг во мне предположили актерский талант.
Все актеры говорят, что я вне профессии. Следующая моя ипостась –
режиссер. Потом – писатель. Иногда кажется, что моя внешняя оболочка
мешает мне.
Дело в том, что оболочку, внешность, свой странновато-постоянный
имидж вы сами создали точно, тонко и скрупулезно. Если пришел момент,
когда вы говорите, что оболочка мешает, поменять ее можно легко, не так
ли?.. Или страшно?
Что значит страшно? Хотя, не без того… В данном случае это очень интимный вопрос.
На ваш взгляд, что такое быть в профессии и вне ее?
Для меня это абсолютная загадка. Мне, например, смешно, когда актеры
играют на крупных планах, масштабно, технично. Когда видна техника –
для меня это вне профессии. И бывает очень часто, когда внутри пусто, и
прикрываются такой техникой. Идут штампы. Но любому человеку в жизни
нужно закрыться, вот они и прикрываются. Мне кажется, что красиво так,
как я делаю.
Ни кино, ни театр, ни книги не могут дать готовых рецептов, как
жить, но сам человек может. Как вы относитесь ко всему, что вас сегодня
окружает?
Довольно общий вопрос. Есть что-то хорошее, есть много плохого. Я,
например, не смотрю телевизор в принципе. Новости раздражают, от
рекламы тошнит, уровень программ унижает – такое впечатление, что
находишься в переполненном зале ожидания.
А что интересно? Может быть, литература? Или вы «чужие» книжки не читаете?
Да, конечно, литература. В этой области приоритеты у меня не меняются:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Бунин. Дальше – Томас Манн. Бродский,
Платонов очень красиво писали. Поколение 30–50-летних не завораживает.
А что еще интересного здесь и сейчас происходит? Только выдающиеся
литераторы, ну, и спортсмены. Кризис какой-то, заводы почему-то
остановились. Может, этот мир специально создан, чтобы рождалась
литература?! И спортивные достижения?! И, в основном, всё сегодня
создают женщины. Уже все давно согласились, что женщины у нас
интересней и умнее.
У вас дочка. Вы готовите ее к тому, что она лидер по жизни?
Ни к чему я ее не готовлю. Насколько можно, продлеваю ей детство.
Я верю в существование своих ангелов. Считаю, все предрешено свыше. Не
берусь судить, правильно это или нет, справедливо ли это великая тайна.
Просто люблю работать, не останавливаясь. Живу в собственной колбе. И
не продаюсь… Собираюсь прекратить много сниматься и буду отвлекаться
только на что-то стоящее. Считаю, что мой настоящий успех кроется в
литературе. Все знакомые литераторы говорили мне, что когда прочитаешь
мои тексты, понимаешь: всё остальное, что ты делаешь малая доля того,
что можешь сделать.
При нон-стоп как определяете приоритеты?
Я бесконечно люблю Киру Муратову какой-то родственной любовью, не
говоря уже о том, что она человек благороднейший, большой-большой
художник. Посему, чем бы я ни была занята, где бы ни была, если Кира
Георгиевна позовет, все брошу и побегу работать с ней.
Как происходит работа, когда автор сценария Рената Литвинова,
придумавшая историю, приходит на площадку как актриса, где надо
безоговорочно подчиняться?
Подчиняюсь. Никаких протестов, никакой молодежной неадекватности, буду
делать то, что нужно режиссеру. Тем более, если речь идет о Муратовой.
Можете назвать какие-то моменты своей жизни, когда чувствовали себя счастливой?
Не открою секрет: счастье – лишь кратковременные вспышки, это мы с вами
понимаем одинаково. Естественно, это связано с состоянием влюбленности,
с нахождением в поле близкого, любимого человека. Иногда это бывает,
когда смотришь какое-то художественное произведение. Я когда-то
испытала такое, увидев картину Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Что из сделанного вы считаете для себя вехами, точками отсчета?
Иногда думаю, Боже, нечего показать! Может, несколько фотографий,
несколько фраз. Такое у меня к себе отношение. Колоссальный опыт –
съемки у Питера Гринуэя, но там такие шокирующие тексты… Он на меня
произвел очень большое впечатление. Снималась там вместе с несколькими
нашими известными актрисами – Кристиной Орбакайте, Ларисой Гузеевой –
они играли мою свиту. Я играла аристократку. С актрисами снимали меня –
не актрису. Это, наверное, больно.
Если бы вас поставили в условия выбора, какую из своих ипостасей вы бы выбрали?
В конце концов, я могу писать. Что для этого нужно? Угол, я и бумага.
Не компьютер, хотя понимаю всю его современность и преимущества. Но мне
кажется, что буквы его такие легкие, так просто появляются и, по-моему,
так же легко исчезают. Это мои ощущения. Ну, еще печатную машинку могу
принять…
Источник: http://renata-litvinova.ru/readarticle.php?article_id=152 |