Мы в редакции с нетерпением ждем выхода вашего нового фильма – «Последняя сказка Риты». Введите, пожалуйста, в курс дела: что это за работа, какая там история?
В принципе, это абсолютно независимый проект, снятый за очень крошечные деньги. Я так сделала, потому что надоело в каком-то смысле подвергать себя цензуре, не хотелось сдерживать безумие творческое. Вокруг так много нормальных, так мало безумия. Вот я и дала себе волю побезумствовать наотмашь. Если говорить про сюжет – у нас три героини, одна находится в поиске любви, вторая абсолютно влюбленная – по-настоящему, как ты мечтаешь в жизни полюбить и умереть в один день, а третья... Она и не любит сама, и ее никто не любит, и она себя обнаруживает на этом отрезке времени такой распавшейся субстанцией. Это как раз самая невнятная из трех героинь (ее играет Татьяна Друбич) – в силу того, что у нее нет главной мотивации: у нее отсутствуют желания, ведь если ты не любишь никого, ты как бы бессмысленен... Есть, конечно, большая стезя, когда человек любит сам себя, но в данном случае героиня как бы и себя не любит, и другого человека, которого когда-то любила, и чувствует себя нелюбимой.
Тупик?
Абсолютный. В этом смысле Друбич было очень тяжело, потому что она не понимала, как играть это. Вот когда вы смотрите на пожилых людей, а они уже все как ржавое железо, уже подвержены окислению, такие вздутые, у них уже внутри процесс распада. Ведь материальная оболочка дана нам в аренду, и она портится. И вот данная героиня – она так же расщепляется уже.
А душа, она тоже окисляется?
Нет. Но в силу некоторого жизненного опыта мне кажется, что есть люди вообще с потерянными душами, настолько животный они ведут образ жизни. Настолько они напоминают биомясо, что думаешь, может быть, это уже и не человечество... Я тут читала отчет какого-то знаменитого ученого, он говорит, что землю уже давным-давно захватили инопланетяне и заселяют нас какими-то субстанциями. Иногда поражаешься – ты видишь существо, но не можешь до него доколотиться. Все, что его интересует, это абсолютно материальные ценности: побольше денег или просто побыстрее уйти с работы, поесть, выпить. И что его волнует? А, кажется, ничего. И никакая любовная история их не жжет.
Мне очень понравилось, как вы сказали в каком-то интервью, что «у жизни нет цели, а у моих героинь есть – найти любовь, я так назначила».
Да, ты сам можешь назначить свою цель – ведь можно прочитать массу умных и древних книг, но там нигде не объясняется, для чего рожден конкретно ты.
Все ваши героини как-то по-шамански замаливают-вымаливают любовь у мира, а она не вымаливается. В том смысле, что в итоге героиня всегда остается со своей любовью, но не с объектом любви.
Нет, в новом фильме еще как с объектом! Но вообще у меня теория такая, что если ты хочешь найти любовь и ты себе так назначил, тебе, конечно, будет дано. Когда вы кого-то отчаянно любите, тот человек вообще не имеет шансов ускользнуть. Он полюбит вас тоже. Или он будет всегда помнить о вас. Человек, неистово любящий, – ну, чтобы это была не какая-то там фанатская любовь и не болезнь психическая, когда кто-то может лазать по заборам и проникать в квартиры, а безусловная любовь – такой человек обязательно заразит другого своей любовью. И если вас любит сильная личность, с сильной энергетикой, то и у вас нет шансов. В каком-то смысле это даже какое-то разрушительное чувство. Потому что если у вас все в быту устоялось и по полочкам разложено, но вдруг в вашу жизнь вторгается какая-то мощная энергия – у вас нет вариантов спастись.
Это вселяет оптимизм...
Да... Но люди столь нерешительны. В конце концов они «усомняются». А я считаю, что если ты кого-то любишь, то нужно добиваться этого. И никогда не надо ориентироваться на мнение других. Я вижу столько жизней, которые на моих глазах протекли, и люди уже стали уходить – и я вижу, что все забывается, и все то, чего они когда-то боялись, что их кто-то осудит, все это уже не важно, а жизнь человеческая пройдена, не вернешь уже ничего. Все это так печально. Никогда не надо слушать никого... Но в то же самое время существует ряд постулатов, которые нужны менее сильным людям. Вот я выпускаю коллекцию, а мне говорят: как только кончились шапочки, перестали покупать вуали. Потому что люди не знают, куда девать эту вуаль. Им надо показать, как можно эту кофточку носить, с чем. Так что многим нужны советы.
Массовая культура любит создавать такие противоборствующие группировки, даже сталкивать – например, кошки против собак, женщины версус мужчины. Но ведь это противостояние в случае с последними ужасно усложняет жизнь?
Вот этого я не понимаю, но я хочу сказать, что это если уж ты любишь человека, то, конечно, готова на огромные компромиссы. Вы поймите: встретить любовь – это столь редкое явление! Конечно, потом над ней нужно будет трястись, как над какой-то драгоценностью. Потому что периоды ослепления уходят, и уже происходят эти так называемые притирки, и вот тут начинается самая главная работа. Но нельзя бросаться этим чувством, потому что потом можно уже никогда его не встретить.
Как вы думаете, почему любовь проходит?
Она не проходит, она должна, как змея, скинуть кожу, перейти в другой изгиб. Она меняется. Потому что невозможно гореть вот этими сексуальными огнями всю свою жизнь, мне кажется, это так абсурдно. Потом должна наступать другая степень близости – более близкая.
Жизнь наказывает за то, что отказываешься от любви?
Да, это страшно наказуемо. Особенно когда ты женишься за деньги. Потому что если ты теряешь адекватность и начинаешь думать, что это ничего страшного, – потом узнаешь, что за это надо платить. Много чем. Вот Лев Толстой говорил, что всю правду о женщинах он скажет только на краю могилы, а потом сразу же прыгнет в гроб и захлопнет за собой крышку.
Как по-вашему, что такого ужасного он про нас понял?
Да ничего он не понял про женщин – так же, как и этот великий ловелас Антон Чехов. А ведь он, Антон Павлович, был красавчик! Вы видели в музее его вещички? Такой модник! Значит, так: метр восемьдесят, кожаный плащ, как у рок-музыканта! А ведь тогда у писателей и поэтов был статус рок-музыкантов. И вот этот Антон, вечно изучающий женщин и разбивающий сердца, не разобравшись, полюбил Ольгу Книппер-Чехову. И она его прям чуть ли не силком заставляла дописывать «Вишневый сад». И нельзя сказать, что она была какая-то красавица, но Ольга была уникальная женщина. Воспитанница Немировича-Данченко, она, уже будучи женой Чехова, слала в театр телеграммы: «Сегодня он закончил еще одну сцену!» При этом муж умирал от чахотки, а она говорила – нет, ты должен дописать пьесу! И таскала его на премьеры за собой.
То есть Чехов полюбил, что называется, не ту женщину?
Ну как сказать. Она его беспощадно использовала. Так же, как он когда-то цинично использовал других дам. Он ничего не понял в них!
Мне кажется, мужчины вообще не разбираются в женщинах: многим надо 20 лет с женой прожить, чтобы хотя бы закралось подозрение, что она дура.
Нет, есть другая версия: он просто не вглядывался.
А вы как оцениваете, сейчас век бесчеловечности на дворе?
Если вспомнить период инквизиции, татаро-монгольские орды, которые жгли все на своем пути, – сейчас более комфортный мир, чем раньше. Наоборот, люди в наше время развращены комфортом. Общество потребления совершенно незаслуженно требует от человечества все больших благ. В церквях уже скамейки с подогревом, везде нас возят машины, люди не добывают сами себе пищу. Я считаю, что в каком-то смысле прогресс уничтожает нас как живой подвид. Не знаю, мне кажется, вот если на секундочку вырубить электричество и лишить нас всех этих удобств, это будет человечеству полезно. Помните, я вам до этого говорила о биомясе – про людей, которые физиологически устроены? Так вот такая практически веселая история: был у меня знакомый, который в те лихие годы бандитствовал. Был сам он жирный, тучный, развращенный молодой человек. И вот как-то раз на одной из разборок его схватили, потащили и выкинули с огромного моста – а дело было зимою. Он шмякнулся об лед, попал в прорубь. В принципе, ничто не предвещало, что он спасется. Но он выполз как-то, обсох. И знаете, бросил после этого бандитизм, похудел и, вы представляете, превратился в человека. Я говорю ему – неужели тебе требовалось, чтобы тебя скинули с моста, чтобы у тебя вдруг душа проснулась? Но как с ним еще было поступать? Представляете, его судьба шмякнула вот таким образом, чтобы он задумался о чем-то и изменился... Наверное, по-другому мы не понимаем – может, действительно нужно нас всех вот так шмякнуть.
Стилист: Анастасия Сирота. Макияж и прическа: Ольга Чарандаева/TheAgent.ru для М.А.С и Tecni.art L'Oreal Professionnel.
Благодарим за помощь в организации съемки Tatler Club (Кутузовский пр-т, 2/1, тел.: (495) 229 8305, www.novikovgroup.ru). На Ренате Литвиновой — часы RADO