Коллективный оргазм Эхо Москвы Ведущие: Ксения Ларина Передача: 4 минуты с театром Воскресенье, 04.10.2009
эРоман «Околоноля» продолжает свое триумфальное
шествие по просторам российской культуры. Самыми высокими эпитетами
наградили его Никита Михалков, Александр Проханов и сам Владислав
Сурков.
Признавшийся, что лучше он в своей жизни ничего не читал. К
восторженным отзывам присоединился и Олег Табаков, пообещавший, что
сценическую версию романа в этом сезоне увидят зрители его театра.
Воплощать роман на сцене Табакерки будет Кирилл Серебренников. Сам
Табаков объявил себя продюсером этого проекта. Аналогии с «Малой
землей» напрашиваются сами собой. Брежневская трилогия в свое время
прошла тот же путь – всенародное обсуждение, отклики деятелей культуры,
общий тираж в 45 миллионов, драматические спектакли, оратория, опера,
балет, включение в школьную программу и Государственная премия. Случай
с Дубовицким- Сурковым – куда серьезнее.
Работа в президентской администрации располагает к творчеству. Там все
«немножко шьют». Спичрайтер Джахан Поллыева пишет стихи и песни. И сама
же их исполняет. Выпустила диск с романсами разных авторов в
собственном исполнении. Ее песню «Метель» в фильме «Ирония судьбы.
Продолжение» исполнила сама Алла Пугачева. Владислав Сурков писал
тексты для группы «Агата Кристи». Теперь перешел к прозе. К большой
прозе. Интрига, клубящаяся вокруг имени автора – Натана Дубовицкого уже
затянулась. Сурков вслух не признается, но все знающие перемигиваются
друг с другом, как у них там принято. Главного героя мог бы сыграть
Олег Даль или Андрей Миронов - делится в кулуарах своими мечтами автор.
Даль и Миронов. Ни больше, ни меньше. Владислав Сурков человек
творческий. Каждый его проект – будь то молодежное движение «Наши»,
новый учебник истории или Тина Канделаки – плод смелой творческой
фантазии, торжество вдохновенья. Он вообще тяготеет к прекрасному. Под
его рукой пульсируют фестиваль современного искусства «Территория»,
Театр наций, тихая Пермь превращается в культурную столицу мира.
Правда, под той же рукой пульсируют патриотические марши, оголтелые
травли инакомыслящих, культивируется ненависть к правозащитным
организациям, неправильным литераторам, журналистам и издательствам.
Участников культурных кремлевских проектов это нимало не смущает. Там
куется новая творческая элита страны, прошедшая тщательную селекцию.
Там определяются тренды и создаются бренды. Вход – для своих. Для чужих
- «пятая колонна», «враги народа» и нашисты у подъезда.
В том, что зав.идеологическим сектором корпорации под названием Россия
написал роман, конечно, ничего предосудительного нет. Мало ли кто
пишет. Вот Владимир Малышков, глава Департамента потребительского рынка
и услуг Москвы написал либретто для детских мюзиклов «Бай-бай
Храпелкин» и «Возвращение Храпелкина», которые поставлены Терезой
Дуровой в собственном театре клоунады, который базируется в «Театриуме
на Серпуховке». А Александр Пудин, советник вице-мэра Москвы Людмилы
Швецовой, пишет пьесы, уже за второй десяток перевалило. Первым и
основным режиссером его драматургии является главный режиссер двух
московских театров - на Покровке и имени Маяковского - Сергей
Арцибашев. Оба театра – городского подчинения. И все довольны. Натан
Дубовицкий мог спокойно предложить свое сочинение хоть Большому театру,
хоть Союзу православных кинематографистов, - не все ж «Детям Розенталя»
бороздить просторы главного театра страны. Одного свистка было бы
достаточно, чтобы Никита Михалков бросил все свои дела и в срочном
порядке начал бы работу над блокбасетром «Околоноля» с соответствующим
бюджетом и с последующим выдвижением на «Оскар». Но Натану Дубовицкому
хочется, чтобы его любили искренне, восхищались бы его талантом не по
его распоряжению, а от чистого сердца. Ему мало быть покровителем
искусств – он сам искусство. Поэтому ему так важно видеть свое детище
на скромной сцене подвала на улице Чаплыгина под руководством самого
успешного театрального менеджера, не запятнавшего себя ни открытыми
письмами, ни членством в партии власти. И в постановке самого модного
театрального режиссера, кумира продвинутой молодежи, человек с
репутацией независимого художника, способного на личностное
высказывание. На дешевую обслугу он не согласен.
В прошлом году Марк Захаров объявил о своем намерении поставить в
«Ленкоме» «День опричника» Сорокина. В планах на новый сезон это
название отсутствует. Коллективный оргазм побеждает.