HELPY INFORMATION
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Категории каталога
Общие вопросы [8]
Общие статьи о кризисе.
Политические вопрсы [64]
Рассуждения о мировом кризисе в глобальном масштабе.
Экономика. [46]
Общество. [42]
Религия. Духовная жизнь. [18]
Социальные отношения. [54]
Трудовые отношения. Сокращения. Поиск работы. Трудоустройство.
Семейные отношения. [10]
Родители. Отцы и дети. Муж и жена. Наши дети.
Женский вопрос. [14]
Наши детки. [2]
Здоровье. Физическое развитие. [33]
Образование. Интеллект. [9]
Развитие личности. Интеллектуальное совершенствование. Профессиональный рост.
Дом. Хозяйство. Транспорт. [13]
Мода. Красота. Стиль. [17]
Отдых. Развлечения. [7]
Компьютерные технологии. [11]
Театр. Музыка. Кино. [6]
Литературное творчество. [51]
Стихи. Проза.
Изображения. [15]
Интересные личности. [101]
Другое. [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 183
Главная » Статьи » К вопросу о кризисе. » Литературное творчество.

Г. Гессе «Игра в бисер (игра стеклянных бус)»
Г. Гессе
Игра в бисер
Действие происходит в далеком будущем. Непогрешимый Магистр Игры и герой Касталии Иозеф Кнехт, достигнув пределов формального и содержательного совершенства в игре духа, ощущает неудовлетворенность, а затем разочарование и уходит из Касталии в суровый мир за её пределами, чтобы послужить конкретному и несовершенному человеку. Касталийский Орден, Магистром которого является герой, — это общество хранителей истины. Члены Ордена отказываются от семьи, от собственности, от участия в политике, чтобы никакие корыстные интересы не могли повлиять на процесс таинственной «игры в бисер», которому они предаются, — «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины. Члены Ордена проживают в Касталии, удивительной стране, над которой не властно время. Название страны происходит от мифического Кастальского ключа на горе Парнас, у вод которого бог Аполлон водит хороводы с девятью музами, олицетворяющими виды искусства.
Роман написан от имени касталийского историка из далекого будущего и состоит из трех неравных по объему частей: вводного трактата по истории Касталии и игры в бисер, жизнеописания главного героя и произведений самого Кнехта — стихов и трех жизнеописаний. Предыстория Касталии излагается как резкая критика общества XX в. и его вырождающейся культуры. Эта культура характеризуется как «фельетонистическая» (от немецкого значения слова «фельетон», что означает «газетная статья развлекательного характера»). Суть её составляет газетное чтиво — «фельетоны» как особо популярный вид публикаций, изготовлявшихся миллионами. В них нет глубоких мыслей, попыток разобраться в сложных проблемах, наоборот, содержание их составляет «занимательный вздор», пользующийся неимоверным спросом. Сочинителями подобной мишуры были не только газетные щелкоперы, были среди них поэты и нередко профессора высших учебных заведений со славным именем — чем известнее было имя и глупее тема, тем больше был спрос. Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизни знаменитых людей под заголовками вроде: «Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия», «Любимые блюда композитора Россини» или «Роль комнатных собачек в жизни знаменитых куртизанок». Порой знаменитого химика или пианиста спрашивали о тех или иных политических событиях, а популярного актера или балерину — о преимуществах или недостатках холостого образа жизни или причине финансовых кризисов. При этом умнейшие из фельетонистов сами потешались над своей работой, пронизанной духом иронии.
Большинство непосвященных читателей все принимали за чистую монету. Другие же после тяжелого труда тратили свой досуг на отгадывание кроссвордов, склонившись над квадратами и крестами из пустых клеточек. Однако летописец признает, что игравших в эти детские игры-загадки или читавших фельетоны нельзя назвать наивными людьми, увлеченными бессмысленным ребячеством. Они жили в вечном страхе среди политических и экономических потрясений, и у них была сильная потребность закрыть глаза и уйти от действительности в безобидный мир дешевой сенсационности и детских загадок, ибо «церковь не дарила им утешения и дух — советов». Люди, без конца читавшие фельетоны, слушавшие доклады и отгадывавшие кроссворды, не имели времени и сил, чтобы преодолеть страх, разобраться в проблемах, понять, что происходит вокруг, и избавиться от «фельетонного» гипноза, они жили «судорожно и не верили в будущее». Историк Касталии, за которым стоит и автор, приходит к убеждению, что подобная цивилизация исчерпала себя и стоит на грани крушения.
В этой ситуации, когда многие мыслящие люди растерялись, лучшие представители интеллектуальной элиты объединились для сохранения традиций духовности и создали государство в государстве — Касталию, где избранные предаются игре в бисер. Касталия становится некоей обителью созерцательной духовности, существующей с согласия технократического общества, пронизанного духом наживы и потребительства. Состязания по игре в бисер транслируются по радио на всю страну, в самой же Касталии, пейзажи которой напоминают Южную Германию, время остановилось — там ездят на лошадях. Основное её назначение — педагогическое: воспитание интеллектуалов, свободных от духа конъюнктуры и буржуазного практицизма. В известном смысле Касталия — это противопоставление государству Платона, где власть принадлежит ученым, правящим миром. В Касталии, наоборот, ученые и философы свободны и независимы от любой власти, но достигается это ценой отрыва от действительности. У Касталии нет прочных корней в жизни, и потому её судьба слишком зависит от тех, у кого реальная власть в обществе, — от генералов, которые могут посчитать, что обитель мудрости — излишняя роскошь для страны, готовящейся, например, к войне.
Касталийцы принадлежат к Ордену служителей духа и полностью оторваны от жизненной практики. Орден построен по средневековому принципу — двенадцать Магистров, Верховная, Воспитательная и другие Коллегии. Для пополнения своих рядов касталийцы по всей стране отбирают талантливых мальчиков и обучают их в своих школах, развивают их способности к музыке, философии, математике, учат размышлять и наслаждаться играми духа. Потом юноши попадают в университеты, а затем посвящают себя занятиям науками и искусствами, педагогической деятельности или игре в бисер. Игра в бисер, или игра стеклянных бус, — некий синтез религии, философии и искусства. Когда-то давно некий Перро из города Кальва использовал на своих занятиях по музыке придуманный им прибор со стеклянными бусинами. Потом он был усовершенствован — создан уникальный язык, основанный на различных комбинациях бусин, с помощью которых можно бесконечно сопоставлять разные смыслы и категории. Эти занятия бесплодны, их результатом не является создание чего-то нового, лишь варьирование и перетолковывание известных комбинаций и мотивов ради достижения гармонии, равновесия и совершенства.
Около 2200 г. Магистром становится Иозеф Кнехт, прошедший весь путь, который проходят касталийцы. Его имя означает «слуга», и он готов служить истине и гармонии в Касталии. Однако герой лишь на время обретает гармонию в игре стеклянных бус, ибо он все резче ощущает противоречия касталийской действительности, интуитивно старается избежать касталийской ограниченности. Он далек от ученых типа Тегуляриуса — гения-одиночки, отгородившегося от мира в своем увлечении изощренностью и формальной виртуозностью. Пребывание за пределами Касталии в бенедиктинской обители Мариафельс и встреча с отцом Иаковом оказывают на Кнехта большое влияние. Он задумывается о путях истории, о соотношении истории государства и истории культуры и понимает, каково истинное место Касталии в реальном мире: пока касталийцы играют в свои игры, общество, от которого они уходят все дальше, может счесть Касталию бесполезной роскошью. Задача в том, считает Кнехт, чтобы воспитывать молодых не за стенами библиотек, а в «миру» с его суровыми законами. Он покидает Касталию и становится наставником сына своего друга Дезиньори. Купаясь с ним в горном озере, герой погибает в ледяной воде — так гласит легенда, как утверждает летописец, ведущий повествование. Неизвестно, добился бы успеха Кнехт на своем пути, ясно одно — нельзя прятаться от жизни в мир идей и книг.
Эту же мысль подтверждают три жизнеописания, заключающие книгу и дающие ключ к пониманию произведения. Герой первого, Слуга, — носитель духовности первобытного племени среди мракобесия — не смиряется и приносит себя в жертву, чтобы не угасла искра истины. Второй, раннехристианский отшельник Иосиф Фамулус (по-латыни «слуга»), разочаровывается в своей роли утешителя грешников, но, встретив более старого исповедника, вместе с ним все же продолжает служить. Третий герой — Даса («слуга») не приносит себя в жертву и не продолжает служение, а бежит в лес к старому йогу, т. е. уходит в свою Касталию. Именно от такого пути нашел в себе силы отказаться герой Гессе Иозеф Кнехт, хотя это и стоило ему жизни.

\Автор пересказа неизвестен\

О КНИГЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ "ИГРА В БИСЕР"

Среди теоретиков игровой культуры особое место занимает немецкий писатель Герман Гессе (1877-1962), самым известным романом которого является "Игра в бисер". "Игра в бисер" – глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранять духовность в царстве Игры. В образе романа получила логическое завершение эстетическая традиция снятия жизненных противоречий в сфере свободной игровой деятельности.

Роман сосредоточен на решении 3 основных задач:

  • Глобальная критика современной буржуазной культуры
  • Актуализация классового культурного наследства, включающая в себя всю европейскую культуру и перерастающую в духовный синтез Востока и Запада.
  • Постановка проблемы мировоззренческого обоснования культуры (культурного синтеза).

В "Игре в бисер" Гессе рассказывает историю несуществующей провинции Касталии – особого ведомства – царства духовной самодисциплины и духовного достоинства, порядка и гармонии. Трудно писать о вещах несуществующих. Роман воспринимается как предупреждение писателя о грозящей гибели гуманистической культуры.

По сюжету книги Касталия отделилась от большого мира по мере того, как этот мир предавал забвению идеи Истины, Добра, Красоты и избирал для себя более ложные пути, по мере того как общество входило в эпоху духовного кризиса, названной Гессе "фельетонной эпохой". Это была в особой мере мещанская и приверженная глубокому индивидуализму эпоха, главной чертой которой был хаос. В водовороте крушения культуры родилась Касталия.

Высшим занятием кастальцев была Игра стеклянных бус. Правила и язык игры представляют собой разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, прежде всего математика и музыка. Игра в бисер – игра со всем содержанием и ценностями нашей культуры. Игра в бисер охватывает весь духовный космос. Мастер, владея игрой стеклянных бус, теоретически может воспроизвести всё духовное содержание мира. Как у всякой великой идеи у Игры нет начала, она существовала всегда. Гессе находит её прообраз во многих предшествующих эпохах, например, у Пифагора, у древних китайцев и философов, романтиков и т. д. Но свою законченную форму игра обрела в наше время. Современная культура не знала что делать со своей духовностью, не сумела отвести духовности место в системе жизни и государства. И Игра оказалась по ту сторону реальной культуры.

Вся система Игры стеклянных бус направлена на актуализацию традиционных духовных ценностей. Писатель говорил, что в своём романе он пытался воздвигнуть цитадель духа, сопротивляющегося посягательствам бездуховной эпохи.

Подводя итог своим рассуждениям, Гессе утверждает, что об утрате ответственности за культуру свидетельствуют как отказ от суверенности духовной культуры, так и элитарная отъединённость от насущных жизненных проблем. Высшее предназначение интеллигенции заключается служении культуре и обществу. Имя главного героя Кнехт переводится как слуга.

Игра, как явление культуры обладает способностью к воссозданию разнообразных смысловых ситуаций человеческой деятельности. В гессевской Игре сосредоточен прежде всего богатый опыт культурно-философского моделирования под знаком гуманистического идеала. Гессе сам называет Игру стеклянных бус "символической и многозначительной формой исканий совершенства".

Гессевская модель культуры зиждется на духовной иерархии. Высший принцип кастальской провинции – стирание индивидуальности, подчинение отдельного лица Ордену. Вот рассуждение писателя по этому поводу: "Если присмотреться попристальней, то идеал этот был знаком уже древности: образ "мудреца" или "совершенного человека" у древних китайцев или идеал сократовского мышления о добродетели почти не отличим от нашего идеала, да и некоторым были знакомы сходные принципы.

Гессе не приемлет буржуазного индивидуализма. Ещё более его возмущают шаблоны массовой культуры с её пристрастиями и "биографиям", в которых подробно излагается семейная история, половая жизнь, мысли и сны героя. Для него достоин особого внимания тот, кто благодаря природе и воспитанию, дошёл до почти полного растворения своей личности в обществе, не утратив, однако, того сильного, свежего обаяния, в котором состоит ценность индивида. Конфликты, возможные между личностью и иерархией, служат, по мнению Гессе, пробным камнем, показывающим величие человека. мятежники в этой системе не одобряются, но высоко чтятся фигуры воистину трагические.

Гессевская модель культуры, как это ни парадоксально не ориентирована на творчество. Не поощряются создания новых художественных произведений, поскольку в современном хаотичном мире не может быть создано что-либо ценное.

Гессе пытался осмыслить кризис буржуазного сознания в пределах возможностей духовной культуры, не затрагивая коренных существенных социальных устоев общества. он не даёт ответа на многие ответы вопросы современности, но неукротимая воля к истине и талант ставят его в первый ряд культурологов ХХ века.





Источник: http://www.hesse.ru/books/read/?book=biser
Категория: Литературное творчество. | Добавил: helpynew (10.10.2009)
Просмотров: 2754 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz