IT как инструмент для выхода из кризиса
Зачем заниматься популяризацией "электронной грамотности"? Насколько этот вопрос вообще актуален для современной Европы вообще и для Латвии — в частности?
Вряд ли можно спорить с тем, что в современном мире наибольший потенциал имеют именно те регионы, где экономика производит товар с высокой добавленной стоимостью. В условиях нехватки квалифицированной рабочей силы — то есть людей, которые, собственно, и обеспечивают весь цикл инноваций — крайне сложно оставаться конкурентоспособным. Для Европы это особенно актуально, поскольку и США, и стремительно растущие Китай и Индия постоянно ставят перед ЕС новые вызовы.
Во время кризиса ситуация только обострилась, и для того, чтобы как можно скорее преодолеть его последствия, ЕС принял решение сделать ставку на информационные технологии. Однако здесь возникли определенные проблемы. На данный момент 4 млн. жителей Евросоюза (из более чем 500 млн.) заняты в отраслях, связанных с IT. Этот показатель по сравнению с 1995 годом вырос вдвое. И, тем не менее, этого недостаточно.
Начиная с 1998 года количество выпускников вузов, получивших дипломы в IT-дисциплинах, постоянно росло. Пиковый показатель был достигнут к 2005 году, однако затем популярность компьютерных наук пошла вниз. В 2006 году дипломы получили 148 000 человек, причем, что особенно тревожит Еврокомиссию, только пятая часть из них были женщинами. На данный момент, по словам Марка Дурандо исполнительного директора европейской организации Schoolnet, все меньше молодых людей в Европе принимают решение изучать компьютерные науки на высшем уровне.
С этим нужно срочно что-то делать: к 2015 году экономике Европы потребуется дополнительно около 384 000 IT-специалистов. Впрочем, нехватка IT-специалистов — только одна из сторон проблемы. Через пять лет те, кто не владеет э-навыками, смогут претендовать только на 10% рабочих мест в Евросоюзе, а бизнес, который не будет использовать инфотехнологии, скорее всего, будет вынужден бороться за выживание. "Технологии развиваются стремительно, и важно помочь предпринимателям успевать за их развитием, сохраняя конкурентоспособность", — считает генеральный директор агентства DigitalEurope Бриджит Косгрейв.
Латвийская специфика
Если говорить о ситуации в Латвии, то здесь общеевропейские тенденции накладываются на местную экономическую специфику, не добавляя картине радостных красок. С одной стороны, по данным TNS Latvia, к осени 2009 года в 64% латвийских домов были компьютеры (не самый плохой показатель на фоне других стран Восточной Европы) — по сравнению с весной 2006 года этот показатель вырос на 25%.
За тот же период доля домашних интернет-подключений выросла с 26% до 56%. Для сравнения: в первом квартале 2009 года в ЕС доступ к интернету имели в среднем 65% домохозяйств. Предприниматели используют компьютеры и интернет активно, однако потенциал для роста есть: отставание от лидирующих по этим показателям Cкандинавских стран остается достаточно солидным.
В то же время, 35% опрошенных жителей Латвии признались, что никогда не использовали компьютер, а 38% ни разу не выходили в интернет. Причина вряд ли в невысоком уровне компьютерной грамотности или в том, что пожилым людям тяжело даются новые технологии. Другое исследование ("Living Conditions survey EU-SILC"), проведенное Еurostat и Статистическим бюро европейских общин, показало, что в 2007 году 24% латвийских семей не могли позволить себе купить компьютер. Это второй худший показатель в ЕС после Румынии, где компьютер не по карману 43% домашних хозяйств. Учитывая ухудшение экономической ситуации, существует большая вероятность, что число таких домашних хозяйств увеличилось.
Ситуацию с обучением и переподготовкий специалистов также сложно назвать радужной. В вузах компьютерные специальности далеко не самые популярные. К примеру, в РТУ количество студентов Факультета компьютерных наук и информационных технологий в этом году составляет 1515; это пятый по популярности факультет университета, и наименее популярный у "платных" студентов.
Борьба за e-навыки
Похоже, что "Неделя электронных навыков" (E-prasmju nedēļa, e-Skills Week) станет самой масштабной информационной кампанией в своей области как в Евросоюзе, так и в Латвии. Более 200 мероприятий пройдут в 35 странах, и в их организации примут участие более 100 международных и национальных организаций. Центральные события недели пройдут 2 марта в Ганновере (на выставке CeBIT), а также 5 марта в Брюсселе. Европа будет обращаться к трем основным группам населения — к молодежи (а также учителям, родителям, образовательным учреждениям), профессионалам в сфере IT (ассоциациям и отраслевым организациям, компаниям и пр.), а также представителям малого и среднего бизнеса.
О чем будет говорить ЕС? О важности сотрудничества между государственными, частными и общественными организациями для реализации долгосрочных программ в сфере улучшения IT-навыков. О вложениях в человеческие ресурсы, в том числе — о финансовой поддержке и налоговом стимулировании. О важности и привлекательности точных наук, в том числе математики — как для жизни в целом, так и для карьеры в частности. О путях и методах "э-включения" — то есть о том, как сделать электронные навыки доступными для проблемных категорий населения (безработных, пожилых, с низким уровнем образования, молодых маргиналов и т.д.). О том, как обеспечить европейцам возможность повышать свои навыки в течение всей жизни — на курсах, тренингах и при помощи так называемого "электронного обучения". А также о многом другом.
В Латвии неделя е-навыков будет открыта 2 марта в Доме ЕС. В дискуссии, посвященной е-навыкам, примут участие министр по делам регионального развития и самоуправлений (RAPLM) Эдгар Заланс, президент Латвийской ассоциации информационных и коммуникационных технологий (LIKTA) Сигне Балиня, а также руководители крупных IT-компаний (Lattelecom, Microsoft Latvia, LMT, Tilde), представители образовательных и государственных учреждений.
2-3 марта на сайтах esmaja.lv и apollo.lv можно будет наблюдать за презентациями, в которых рассказывается о том, что жители Латвии могут получить от е-государства, что нужно знать бизнесменам для торговли в Интернете, получить информацию о мобильном Интернете, е-услугах, е-закупках, а также европейских программах, имеющих отношение к IT. 3 марта состоится день знаний "От поколения к поколению", в рамках которого ученики старших классов подготовят для родителей презентации на темы, посвященные е-навыкам. При этом особое внимание будет уделено онлайн-тесту, разработанному LIKTA (IT Barometrs, лат. яз.) — он позволяет оценить уровень е-навыками. 4 марта объявлен днем "Get online" — в нем смогут принять участие все жители страны, желающие получить или улучшить свои е-навыки или узнать больше о возможностях их использования.
В мероприятиях принимают участие почти все самоуправления Латвии; подробную информацию можно получить в библиотеках, домах культуры, школах, муниципальных учреждениях, а также при помощи интерактивной карты и календаря событий.
Кроме того, в рамках "Недели е-навыков" Латвия принимает участие в общеевропейском конкурсе, и на победу там претендуют четыре проекта: Its up 2 U (цель: используя возможности IT и Web 2.0, стимулировать школьников к изучению связанных с экологией вопросов); "Латвийская олимпиада по программированию", Think Before You Post (о возможных угрозах в Интернете), а также проект Tilde "Tāļa Bērča piemiņas balva un stipendija" (стимулирование учителей информатики).
В целом в организации недели е-навыков в Латвии принимают участие более 100 партнеров. Более подробная информация о мероприятиях — на сайтах LIKTA и RAPLM, а также в справочной службе 1188.