М.АНДРЕЕВА: Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты
«Завтра», журналист у нас в студии. Здравствуйте, Александр Андреевич.
А.ПРОХАНОВ: Добрый вечер.
М.АНДРЕЕВА: Тема такая сегодня: Егор Гайдар и Иосиф Сталин, две
реформы, об этом будем говорить. Как я понимаю, если ничего не путаю.
Александр Андреевич, первый вопрос: есть ли что-то общее у этих людей,
почему они объединены в рамках одной программы?
А.ПРОХАНОВ: Я буду двигаться по своей собственной канве, если вам
что-нибудь будет непонятно, вы задаете вопросы, я сразу буду отвечать.
Сегодня 130 лет, как родился Иосиф Виссарионович Сталин, и всего
несколько дней, как умер Егор Тимурович Гайдар и был погребен. И, как
ни странно, две эти фигуры в сегодняшних дебатах, диспутах постоянно
сталкиваются, их постоянно рифмуют, их сравнивают. И сегодня Сталину
противопоставляется не Троцкий, как когда-то, и не Гитлер, как это было
в годы войны, а именно Гайдар. В чем загадка? Это чрезвычайно важное
обстоятельство и, мне кажется, что исследования вот этих двух реформ
вот этих двух людей чрезвычайно актуальны. Я думаю, что многие
заметили, что смерть Гайдара отозвалась в сердцах российских либералов
в гораздо большей степени, по-моему, чем смерть Бориса Николаевича
Ельцина. Хотя Ельцин был погребен пышно, с государственными похоронами,
с отпеванием, пышно, помпезно в храме Христа Спасителя, а Гайдар ушел в
небытие каким-то образом почти тихо, странно, закамуфлировано. Но для
либералов утрата Гайдара была более значительной, не просто более
болезненной, не просто скорбели по этому поводу в большей степени, она
была каким-то образом таинственно значительной для наших либералов. И
Борис Ельцин для русского либерализма был чем-то внешним, был какой-то
оболочкой, которая русский либерализм защищала, заслоняла, окружала,
как скорлупа окружает яйцо. А Гайдар был тем потаенным и достаточно
тихим и скрытым зародышем, который находился в глубине этого яйца,
который был вот этим плазмудием желтка, вот этим клейким веществом
белка и находился там среди этих пленок, среди этих таинственных
прожилок. И Гайдар для сегодняшнего поколения русских либералов был
гораздо больше, чем просто экономист, был гораздо больше, чем активный
политик и автор шоковой терапии. Он был почти жреческое существо, может
быть даже какое-то существо божественное. Поэтому Гайдара следует
исследовать и изучать с точки зрения того, как, с какой силой и какими
технологиями он ворвался в глубины, метафизические, даже религиозные
глубины русской жизни. Что такое гайдаровская реформа? Ведь Гайдар –
он, как мы говорим, творец рынка. Гайдар – творец новой философии, он
творец может быть даже новой политологии и нового мировоззрения
русского либерализма. Он возник на перекрестке, когда огромная
советская страна остановилась, она топталась, она мучилась, она искала
выбор, она искала вождя, который смог бы ее сдвинуть с этой в страшной
мере, этот красный ковчег и двинуть в развитие. И на этом перекрестке
не появился гений и вождь типа Ден Сяопина, который сдвинул Китай с это
отмели, предложил новый вариант судьбоносного китайского развития, в
результате которого Китай стал грандиозной, доминирующей в сегодняшнем
мире державой, оставляющей у нас на глазах позади Соединенные Штаты
Америки. России был предложен Гайдар, он возник на этом перекрестке, он
создал модель, повторяю, больше, чем экономическую и больше, чем
социальную, модель, которая направила Россию по совершенно другому
руслу. Она загнала (эта модель) Россию в тот тупик, где она пребывает и
по сей день. Русский паровоз, русский локомотив оказался на этом
тупике, где он остановился быть может даже навсегда, где он стоит,
ветшает, теряет запчасти и выпускает клубы мертвого и угрюмого пара.
Рынок, который предложил Гайдар, экономическая модель, которой он
оперировал, она была рождена не внутри советского солнца, она была
рождена в недрах другой цивилизации. Я не буду вдаваться в ее
композицию, она была результатом так называемого вашингтонского
консенсуса, она была выстрадана вот этой вот новой параполитической и
экономической структурой мирового мондиализма, мирового рынка, который
и создал вот эту группу доминирующей касты, именуемой «золотым
миллиардом», группы рвущихся вперед стран и отброшенных назад в своем
развитии целых континентов, целых цивилизаций, целых народов. Россия
принадлежала именно к той части этой сепарации, которая была устранена
из развития и превратилась в такой вот быстро гаснущий и сгорающий в
новом времени метеорит или болид. Посмотрите, к чему привела
гайдаровская реформа. Это была действительно мощная реформа, это была
сильная, продуманная и блестяще реализованная реформа, на мой взгляд,
безошибочная реформа, не было никаких ошибок Гайдара, он действовал
блистательно и жестко, не просто как знаток, а как посланец. Посмотрите
итоги этой реформы. Была полностью уничтожена сталинская
индустриализация, были уничтожены все великие отрасли советской
промышленности, были уничтожены все высокие технологии, делающие
советскую экономику второй экономикой мира. Было уничтожено русское
оружие, был уничтожен военно-промышленный комплекс, была уничтожена
советская наука, были уничтожены все мировоззренческие представления
советского и русского народа, делавшие наш народ великим и мессианским
народом. Гайдар разрушал не просто экономику, он закрывал не просто
заводы, он лишал дотаций не просто заводы подводных лодок, ядерных
технологий или закрытых, засекреченных биологических разработок. Он бил
по глубинным кодам русского народа, кодам, которые, конечно же, с
годами подвергались мутациям, подвергались изменению. Но эти коды
делали русский народ имперским народом, народом-государственником,
народом мессианским, народом, жаждущим для себя и для своей страны не
просто величия, а если говорить языком пафосным и метафизическим,
желавшим для своей страны рая, рая на земле или рая небесного. Гайдар
бил по этим кодам и надо сказать, что в этих ударах он очень и очень
преуспел.
М.АНДРЕЕВА: Александр Проханов в эфире «Русской службы новостей». После небольшой паузы мы продолжим.
М.АНДРЕЕВА: Сейчас речь идет о реформах Егора Гайдара и о том, как они
проходили, в каких условиях, о личности Егора Гайдара. Александр
Андреевич, есть такое мнение, что в тот момент не было другого пути, то
есть это был единственно правильный вариант.
А.ПРОХАНОВ: Есть такое мнение, что русский народ - нерентабельный
народ, что это народ-раб, что это народ заблудший и у русского народа
нет никакого другого пути, кроме как погибнуть и вместе с собой утащить
империю, есть такое мнение. Господин Гозман, который у вас совсем
недавно был, он демонстрировал такую точку зрения. Есть же другая точка
зрения, что реформа Гайдара – это великая, блистательная, отважная,
смелая реформа, на которой стоит ОТК мирового либерализма, а не только
русского. Она создала такую поразительную модель, которая действует и
сегодня, когда уже Гайдара нет, благодаря которой вся энергия русского
развития (экономическая, мировоззренческая, финансовая) она уходит из
России, не оставляя здесь ни следа. Она оставляет здесь пепелище,
потому что Россия сегодня – это огромное кладбище, огромное пепелище, и
любая кровинка нашей крови, нашей энергии, заработанная на продаже
нефти, валюта, сами нефтедоллары, сами ресурсы будто бриллианты, или
алмазы, или лес-кругляк – все это уходит прочь из России, не оставляя
здесь ничего для существования народа, который умирает, по существу
миллион человек в год. Это сделала реформа Гайдара, это не ошибка
Гайдара, это его великое достижение перед стратегическими противниками
России. Кто как ни Гайдар, конечно, с соратниками, у него же были
референты, у него были союзники, у него были люди, которые
абсорбировали его идеологию, и когда Гайдар ушел из открытой политики и
свил себе гнездо в этом закрытом тайном институте, может быть это
жреческое ложе, а может быть какой-то храм метафизического божества, он
постоянно влиял на эту среду. Именно он был вдохновителем и создателем
вот этого потрясающего класса крупных хищников, крупных миллиардеров,
которые и осуществляют вот эту поразительную трансляцию русской судьбы,
русской энергии за границей, оставляя здесь пепелище. Именно он,
Гайдар, своими книгами, связанными с антиимперской идеей, с рыночным
накоплением капитала, с тотальным антисоветизмом, именно он был
вдохновителем создания этих представителей золотого миллиарда в России,
которым, конечно же, нет никакого дела до русского развития, которые
чувствуют себя блистательно без этого русского развития. Рынок,
конечно, Гайдар создал рынок. Он уничтожил не рыночную советскую
сталинскую экономику, он разгромил эту неэффективную, остановившуюся
экономику и создал рынок. Рынок, который сейчас существует в России,
это Гайдар, это его детище. Этот рынок - свободный оборот наркотиков,
это рынок бесконтрольной криминальной продажи оружия, это рынок
торговли русским женским телом, это рынок, который позволяет покупать
все должности, от губернаторских до министерских, это свободная продажа
профессий. Это рынок, в недрах которого по существу торгуются всем –
религией, верой, человеческими органами – это рынок. Это рынок, в
котором мы живем, который нас ужасает. Гайдар создал супермаркет,
изумительный супермаркет. Скажем образно, супермаркет – это все
огромные циклопические магазины, окружающие Москву по кольцу, эти
похожие на космические города такие «Икеи», «Крокусы», бесконечные вот
эти огромные магазины, которые блистают своими бриллиантовыми
вывесками, которые имеют фантастическую архитектуру. В этом
супермаркете, созданным Гайдаром, рушатся самолеты, взрываются
электростанции, пылают не просто ночные клубы, а военные склады и
заводы, сходят с рельс поезда, подорванные террористами. В этом
супермаркете по существу пылает и горит вся Россия, которая
превратилась в «хромую лошадь». Россия – это «хромая лошадь». Если
раньше символом России был медный всадник, который Россию вздернул на
дыбы, то сегодня символом России является хромая лошадь, которую
погоняет несчастный Шойгу, не успевающий перебегать от пожара к пожару,
от катастрофы к катастрофе. Гайдар создал вот эту чудовищную рыночную
иллюзию, говоря, что вот это и есть рынок. Это рынок русской смерти.
Это огромный крематорий, в котором сгорает русская энергия и русская
судьба. Кстати, это очень интересно, с чего Гайдар начинал этот рынок,
у него был личный рыночный опыт. Он не просто теоретик, он не просто
философ, он не просто демиург русского рыночного либерализма, он –
рыночный практик. Его первая рыночная акция состоялась 3 октября 1993
года, кода он, рыночник, захватив мешок с деньгами, не знаю откуда он
эти деньги взял, из Гохрана это взял, или это были личные сбережения,
или это была часть той поздней коробки из-под ксерокса, которую Чубайс
выносил из Дома Советов, он помчался с этими деньгами в подмосковную
дивизию. Он купил на эти деньги предателей-танкистов, которые изменили
присяге, которые покусились на эти левые деньги, на эти «бабки», этих
наемников он погрузил в танки, и эти танкисты-рыночники расстреляли из
танков русский парламент. Вот это был удивительный первый рыночный
эксперимент Гайдара. Ни лоток, ни какая-нибудь фирма, он создал вот
этот кровавый рыночный либерализм, который разметал в прах российский
парламент и который поставил крест навсегда на либерализме, как на
русской национальной идее - вот что такое Егор Тимурович Гайдар и его
рыночная реформа. Вот почему она так значительна для сегодняшней
русской жизни и почему она будет исследоваться под самыми разными
углами, тщательно и как экономический, и как политический, и как
метафизический феномен. Гайдар умер от сердечного приступа, от тромба,
который якобы взорвался в нем. Мне кажется, он умер по-другому.
Конечно, биологическая причина смерти такова, метафизическая причина
его смерти в том, что кончилось его время, была израсходована вот эта
модель, которая вычерпала из России все. Она была израсходована не
только в России, она была израсходована и в мире, потому что вот этот
неоподход, вот этот неоэкономизм, в котором бурлил американский мировой
глобализм, где царствовали транснациональные корпорации, где вздувались
и лопались финансовые пузыри, он кончился, он исчез. И Гайдар, как
рыба, создававшая для себя одновременно и море, он погиб, он оказался
на мели, его история вычерпала из этого океана либерализма. И он, может
быть, если он не просто человек, а еще и метафизический демиург, он
вернулся опять в те сферы, пребывает там в виде сгустка энергии,
сгустка плазмы и ждет, когда его вновь пошлют в русскую реальность уже
под другим именем и с другой миссией.
Источник: http://www.rusnovosti.ru/programms/prog/51056/66184/ |