Web | zavtra.ru |
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Анатолий Баранов
«ПРОХАНОВ АД»
"Добро пожаловать в Проханов ад", — написано на экземпляре книги "Теплоход "Иосиф Бродский", подаренной мне автором. Многообещающе. Не читать на ночь. Не читать с похмелья и беременным.
Предыдущий роман Проханова "Политолог", с которым "Теплоход" внутренне и стилистически связан, — это уже как бы Ад. Вернее, преддверие Ада, которое в средние века называли Лимбом. Проханов цинично надругался над методом соцреализма, овладел в извращенной форме реализмом критическим, лишил девственности романтизм и помочился на ионическую колонну классицизма. Остановился перед средневековым романом-путешествием, хотел пожалеть — и не стал. Опустился сквозь средние века к античности, склонился над духовидческим кошмаром пророчества Иоанна Богослова, отрезал филейную часть и двинулся дальше — к глиняным табличкам Вавилона, Шумера, Ура. Человеческий ужас был изведан и избыт; смысл потерялся между складок вечности; слова перестали обозначать предметы и действия и начали возвращаться к Слову. Бог летал над бездной и напевал "Никто не даст нам избавленья…"
Сюжет романа нарочито прост. Это роман-путешествие. Легко узнаваемая элита Российской Федерации вся скопом плывет на роскошном теплоходе "Иосиф Бродский" из Москвы в Петербург. Вроде кто-то женится — чем не повод? На теплоходе зреет заговор, как выясняется позже, и не один, но это никого, простите, не тревожит — элитарии бухают, жрут и трахаются. Потому что именно такой образ жизни приличествует элитариям во все периоды истории.
Кругом властвуют гротеск и гипербола. Это, конечно, и "Корабль дураков", и "Путешествие Гаргантюа" в одном флаконе от духов Коко Шанель.
Конечно, есть второй план, тайная интрига, которую плетет глава президентской администрации Вася Есаул супротив погубителей Отечества — кандидата в президенты Куприянова, покровительствущего ему американского посла Киршбоу, главы торгово-промышленной палаты и главного масона Добровольского и множества других персонажей, словно сошедших со страниц "Who is who in Russia", а может, и из третьей ночи гоголевского "Вия".
Если бы не было третьего плана, то это была бы очень простая книжка, как всякий роман-путешествие, где уж к середине начинаешь уставать от грифонов и драконов, а также изобретательной фантазии автора.
Но архетипы, к которым обращается Проханов, лежат много глубже — где-то на той дороге, которую так и не смогли одолеть кремлевские старцы, бросившие войска в горы и пустыни Афганистана. Да, на той дороге, которую смогли одолеть только американцы, введя войска в Междуречье и завладев местами, в которые был низринут когда-то Адам после его знакомства с Дьяволом.
Герой романа, глава Администрации президента, возможно, бывший армейский разведчик из великолепной повести Проханова "Охотник за караванами", который теперь уже знает, зачем его посылали в Афган, знает, чего он там так и не смог сделать, и откуда пришло вслед за отступающими шурави то Зло, которое в конце концов уничтожило Империю, которой он служил. Саул, преданный царем Давидом.
Впрочем, Есаул — не главный герой романа. Главный герой — это Зло, что пропитывает каждую клетку умирающей страны, по которой плывет теплоход "Иосиф Бродский".
Совпадений не бывает, и если через неделю после того, как я получил книгу Проханова, мне попался фильм Алекса Джонса, документальный фильм, где заснята "черная месса" в масонском клубе "Bohemian Grows", куда входят все бывшие, настоящие и будущие американские президенты, видные деятели и миллиардеры, значит именно к месту попался фильм.
Речь идет о съемках скрытой камерой, и не о театрализованном представлении, а о настоящем поклонении Молоху (он же Баал Зебуб, Вельзевул) со стороны элиты американского общества. Зрелище вполне грандиозное и сомнений в подлинности не вызывающее.
Почему Молоху, а не Гекате или Перуну, Осирису или Митре? Ответ прост: веру не выбирают, в кого верить — тоже. Судя по всему, сообщество, которое правит Америкой, значительно старше американского государства, оно тянет свою историю откуда-то из Европы (Богемия?). Кстати, неспроста именно из центра Священной римской империи Габсбургов, где еще при современнике Ивана Грозного, императоре Рудольфе Втором при дворе увлекались черной магией, и магией именно вавилонского образца. Неспроста именно Вельзевул (он же Ваал) стал главным представителем Ада в средневековой европейской мифологии, хотя там могли поселиться и греческие, и египетские божества. Но поселились Астарот (Астарта, Иштар), Азазель (Азазел). Кстати, то же самое произошло и с арабской демонологией, также сплошь населенной шумеро-вавилонскими персонажами, хотя арабам были доступны и египетские, и эллинские, и индийские пантеоны.
Вся мировая мифология строится на противопоставлении добра и зла, света и тьмы, солнца и луны. Вся, да не вся. Древняя шумерская мифология и магия не знают противопоставления добра и зла, поскольку жизнь древнего человека слишком наглядно демонстрировала преимущества зла над добром. Зло можно было задобрить, выпросить у него что-то путем бесконечных унижений, но нельзя победить. Первый сюжет о победе добра над злом, а света над тьмой — это миф об Осирисе. Но этот миф — египетский, и он появляется в то время, когда Ур и Лагаш со своими ступенчатыми пирамидами были уже древними городами. И хозяином этих городов был Ваал.
Ему приносили жертвы — младенцев, сжигаемых в раскаленном металлическом чреве идола. Еще праотец Авраам, живя в одном из этих городов, Уре Халдейском, вынес весь ужас поклонения Ваалу. И когда Бог (а не было еще тогда другого бога, кроме Ваала) потребовал принести в жертву сына Иакова, Авраам совершенно безропотно пошел к жертвеннику с твердым намерением зарезать сына. И только там ему открылся иной Бог, которого так и звали долгое время — Бог Авраама, Исаака и Иакова.
Бог Авраама утвердился на земле. Три главные религии называются авраамическими и восходят к одному источнику. Но Ваал никуда не делся. Он просто отошел в сумрак, скрылся от прямого солнечного света, и у него есть многочисленные и очень влиятельные поклонники. "In God we trust" написано на главной мировой валюте, но никто не знает, какой бог имеется в виду. А Алан Гринспен поклоняется Молоху вместе с другими членами "Богемского" клуба — Киссинджером и Клинтоном, обоими Бушами, другими очень важными персонами.
И вот в свете этого обстоятельства книга Проханова, вопреки здравому смыслу, приобретает черты реализма. Это какой-то иной реализм, не критический и не социалистический, конечно. Это фантасмагорический реализм, который на самом деле только и способен описать современность, ибо обладает достаточными изобразительными средствами. В этой системе координат самым большим реалистом будет, конечно, Иероним Босх и, может быть, Казимир Малевич.
Да, конечно, русалки не плавают в водах Иваньковского водохранилища, но это до тех пор, пока Роман Абрамович не распорядился их туда запустить. Что, русалок не бывает? Ну так недавно говорили, что и "Челси" не может выиграть чемпионат Англии.
Кстати, сцена из романа, где одну из русалок зажаривают и съедают на теплоходе "Иосиф Бродский" под видом диковинной рыбы, несколько грешит по части реализма. Проханов не решается показать нашу элиту еще и каннибалами. На самом деле, случись на вип-банкете блюдо из человечинки, тут же выстроится очередь из любителей экзотики, чтобы потом на вопрос: "А человечинку не пробовали?" — уверенно ответить: "Как же, как же! Сладенькая…" Ваал любит человечинку.
В конце фильма про "черную мессу" в честь Молоха Алекс Джонс демонстрирует стоп-кадр, что, хотя и не очень четко, показывает в гигантском пламени в честь Вельзевула силуэт сгорающего ребенка — ручка, остатки черепа с неестественно большой глазницей. То есть мы наблюдали не просто, как американская элита вполне серьезно и ответственно поклоняется Молоху, мы наблюдаем натуральное человеческое жертвоприношение. Ну понятно, ребенка в Америке сегодня достать — раз плюнуть, пачками вывозят из стран "третьего мира", включая Россию. Периодически поступают сообщения, что семья, усыновившая ребеночка, ненароком его забила до смерти. Так почему не употребить ребеночка на хорошее дело — в жертву кому-нибудь принести…
В романе Проханова на теплоходе "Иосиф Бродский" постоянно кого-нибудь убивают — легко, без сожаления и даже временами с удовольствием. Иногда кого-то "из простых". Иногда самих элитариев. Смерть здесь вполне естественна и не вызывает ни сожаления, ни сострадания, только любопытство к способу умерщвления. Убивают изобретательно.
Есть такая "Египетская книга мертвых", которая тоже описывает путешествие, — это плавание ладьи Осириса по подземной реке в Царстве мертвых, которое заканчивается возрождением мертвых душ для следующего воплощения. Мертвые плывут вместе с Осирисом по подземной реке, и им видятся разные картины иного мира.
По существу, теплоход "Иосиф Бродский" — это тоже ладья Осириса, но плывет она по центральной России, и постепенно тебе открывается, что она и есть Страна мертвых. Умирание русской деревни и уничтожение ее пришлыми людьми иной расы. Фантасмагорический ритуал прощания с баллистической ракетой, где бывшие конструкторы плетут лапти и вырезывают ложки, а отставленные от службы полковники водят хороводы и поют частушки. Жуткая, стоящая посреди воды колокольня, на которой обречен вечно звонить в колокол седобородый генерал Макашов.
Но на теплоходе "Иосиф Бродский" нет Осириса. Максимум, что есть там от светлого начала, — это Вася Есаул, но он скорее Савл тех времен, когда еще гнал Иисуса. Иисуса там тоже нет, да и что ему делать на теплоходе "Иосиф Бродский"?
Теплоход плывет, медленно погружаясь в Инферно. Но здесь Адом является Россия. На самом деле все пассажиры теплохода "Иосиф Бродский", все элитарии этой страны давно мертвы, и все фантасмагорические события романа — это сон, но сон посмертный, танатические галлюцинации, погружение в Стикс. Видения смертного часа. Проханов Ад…