Жизнь мирян всё трудней, бестолковей, бессмысленней. Жизнь
православной церкви всё глубже, сильней и возвышенней. Вырождаются
города и научные центры, зарастают поля, ученые и сметливые дельцы бегут
из России. Но встают из развалин белоснежные храмы, расцветают
монастыри, множатся священники и монахи. Церковь, пройдя своё первое и
мучительное возрождение, оглядывается по сторонам и начинает заполнять
пустоты в обездоленной русской жизни. Подступает к бесноватой и
аморальной культуре, внося в нее православные ценности. Учреждает
воскресные школы, православные гимназии и университеты. Открывает
сиротские приюты и лечебницы для наркоманов. Церковь идет в политику —
чего стоит поездка Патриарха на Украину. И вот теперь настал черед
прикоснуться радетельными руками к разоренному хозяйству страны.
Церковь не собирается строить подводные лодки и звездолёты.
Она и без этих гигантских грозных машин погружается в глубины духа, в
беспредельные высоты божественных откровений, добывая таинственную
энергию благодати, вливая её в одряхлевшую и оскудевшую земную жизнь.
Псковская земля полна святынь, словно Господь исцеловал ее
своими устами. Камни, на которых отдыхала княгиня Ольга. Тропки, по
которым бегал в детстве Владимир Креститель Руси. Воды, которые черпал
шлемом Александр Невский. Крепостные стены, на которых в час битвы
являлась Пресвятая Богородица. Воздух, который вдыхал несравненный
Пушкин. А кругом — беда, разорение. Лебеда на полях. Скелеты
животноводческих ферм и водонапорных башен. И одичавший, беспробудный
народ, идущий от винного прилавка в тюрьму, а из тюрьмы на погост, год
от года тучнеющий могилами русских людей.
И вот на Псковщине, в Спасо-Елиазаровском монастыре — там,
где когда-то подвизался старец Филофей, теоретик мистического учения о
Москве-Третьем Риме, — в этой дивной, из руин воскрешенной обители
возник необычный замысел. Настоятельница монастыря, мать Елизавета,
неутомимая в делах и свершениях, замыслила создать по соседству с
монастырем аграрное хозяйство. Не то, коим обзаводятся монастыри для
своих нужд: десяток коров, огороды овощей и картофеля. Нет, речь идет о
создании мощного товарного производства с обширной пашней,
животноводством и земледелием, рыбным хозяйством, переработкой и сбытом.
В этом центре предполагается применить самые передовые существующие в
мире технологии, самые продуктивные породы скота, самое отборное элитное
зерно. Технологии взращивания и переработки таковы, что они исключают
отходы, когда вся органика, сопровождающая взращивание скота или зерна,
перерабатывается, возвращается в производство, вливается в круговорот
живой и неживой материи. Хозяйство, которое намерен строить монастырь,
предполагает свою собственную, сверхэкономную энергетическую станцию,
дешевые электричество и газ, генераторы, созданные изобретателями и
творцами. Ядром хозяйства станет учебный центр, откуда добытые и
усвоенные знания распространятся в другие земли России, станут
подспорьем для тех, кто пожелает повторить монастырский опыт. Крестьяне
окрестных деревень, обедневшие, одичавшие от безделья, ждут появления
комплекса, мечтают об осмысленном труде, приносящем достаток в семью.
Будет много скептиков, маловеров, хулителей. Из тех, кто
недавно обрушил на обитель грязь клеветы и был предан анафеме
митрополитом Евсевием. Будет много ядовитой иронии и открытой злобы. Но
начало положено. Проект благословил Владыка. Губернатор поддерживает
замысел. Этой весной впервые за двадцать лет плуг взрежет сонную землю, и
в неё упадет не крапивное семя, а отборное зерно. Не это ли раскрывает
смысл провозглашенной "Единой Россией" формулы: "Модернизация и
Православие"? Глубинный святоотеческий дух, направленный на одоление
смерти, соединяется с авангардной наукой и новейшей техникой, как о том
учил великий русский космист Николай Федоров, мечтавший о победе над
смертью?
Безотходное производство, возвращающее в природу взятые у
нее богатства, "автотрофное человечество", способное с ограниченным
воздухом, пищей и водой совершать путешествие в космические дали, — не
этот ли принцип закладывается в монастырский агроцентр? Ибо монастырь —
это и есть космолет, несущийся в космосе русской истории, и чудотворная
икона ведёт его к Вифлеемской звезде. Звездолёт опускается на мёртвой
планете, космонавты касаются обожжённых камней — и снова начинают течь
реки, зеленеть леса, и ожившая планета плодоносит.
Верю в исполнение чудесного плана. Верю, что за стенами
монастыря всколосятся золотые нивы, пойдут к водопою тучные стада,
зазвучат в многодетных крестьянских семьях смех и песни. А ночью, когда
звёздно и текут над землей мерцающие туманы, появится в небе
молчаливый старец, станет обходить, не касаясь земли, поля и угодья,
ожидая великого урожая, хлеба духовного, которым окормляется верящая и
святая Россия.
|