Социальные сети вполне пригодны для поиска персонала — так считает почти половина российских работодателей. Правда, поиск кандидатов в соцсетях отнимает дополнительные временные ресурсы и требует большей активности со стороны рекрутера, чем стандартные способы найма. К такому выводу пришла рекрутинговая компания HeadHunter, которая провела специальное исследование по активности работодателей в социальных сетях.
В конце августа текущего года компания HeadHunter провела исследование, целью которого было выяснить, насколько социальные сети популярны у рекрутеров. Для этого было опрошено 500 профессиональных HR-специалистов из разных областей бизнеса.
К поиску персонала через социальные сети прибегало чуть меньше половины опрошенных российских компаний — 45%. Соответственно, 55% компаний не пользовались ресурсами соцсетей. Большинство (64%) из тех, кто не пытается искать сотрудников в профильных или общих социальных сетях, просто не видит в этом необходимости. Кроме того, HR-специалистов отпугивает необходимость тратить большое количество времени на подбор кандидатов (30%), а также отсутствие откликов от них при обращении через профайл.
Как ни удивительно, но самой популярной среди работодателей социальной сетью является «ВКонтакте» — 69% рекрутеров используют для поиска кандидатов именно ее. Еще 40% для тех же целей посещают «Мой Круг». 37% предпочитают соцсеть «Одноклассники». Facebook, который в прошлом году вообще не фигурировал в данном списке, теперь используют для поиска сотрудников 24% российских компаний.
Сеть профессиональных контактов LinkedIn, напротив, стали использовать реже. Если в прошлом году четверть опрошенных HR-специалистов заявляли, что ищут кандидатов в LinkedIn, то в этом году таких оказалось лишь 22%. Сеть «Мой мир» используют для подбора кандидатов чаще, чем профильный ресурс «Профессионалы.ру» — 19% против 17%. Кстати, в прошлом году «Мой мир» входил в список наименее востребованных для этих целей соцсетей, а о запущенных в июне прошлого года «Профессионалах» в прошлогоднем сентябрьском исследовании HeadHunter даже не упоминалось.
Как рассказал BFM.ru CEO «Профессионалы.ру» Дмитрий Ситников, в настоящее время на данном ресурсе зарегистрировано более 2 млн кандидатов и около 100 тысяч компаний. По его мнению, на российском рынке труда идут «военные действия в борьбе за таланты», которых, как обычно, не хватает. «Интернет — это массовое и дешевое оружие в руках как компаний, так и кандидатов, — считает Ситников. — Мы хотим сделать взаимодействие сторон более простым и удобным. На это направлены все наши сервисы».
Twitter, LiveJournal и другие ресурсы используют примерно по 5% рекрутеров, при том, что в прошлом году Twitter для найма сотрудников не использовал, судя по предыдущему опросу, вообще никто, а различные блоги всего 2% HR-специалистов.
Для поиска сотрудников все средства хороши
Большинство HR-специалистов занимаются «пассивным» поиском — просто размещают резюме на своей странице или на странице компании и ждут откликов — таких 52%. При этом 48% «эйчаров» сами активно знакомятся с соискателями.
«Чтобы найти кандидата, любые средства хороши. Дефицит адекватных специалистов настолько большой, что надо использовать все — и соцсети, и рекрутинговые ресурсы. Все, что угодно, вплоть до размещения вакансий в личных блогах сотрудников, которые популярны в тех же блогах. Специфика нашего рынка сейчас такова, что на каждого адекватного кандидата находится такое количество предложений, что большинство специалистов устраиваются на работу раньше, чем размещают свое резюме на рекрутинговых ресурсах» — рассказала BFM.ru Алена Владимирская, руководитель и владелец рейтингового агентства PRUFFI, специализирующегося на поиске профессионалов в Рунете.
По словам Владимирской, практически во всех сферах бизнеса не хватает кандидатов с определенными качествами и навыками. «Это адекватный менеджер среднего звена, который уже имеет достаточный опыт работы — 3–5 лет. Не просто из серии „иди туда, сделай это", а такой, чтобы под его ответственность отдать некий, хотя бы небольшой, выделенный кусок бизнеса. Таких людей на самом деле очень мало», — сетует основательница PRUFFI.
На поиск кандидатов уходит все больше времени, особенно если у работодателя есть особые пожелания. И «хантингом» в соцсетях работодатели занимаются не от хорошей жизни. «Нет никакой истории про моду, тренды — это неправда», — говорит Владимирская. — Просто нужен хоть какой-то инструмент, чтобы искать адекватных людей. Эйчары столкнулись с тем, что этих людей нет на стандартных рекрутинговых ресурсах».
Большинство рекрутеров выясняют в соцсетях вполне стандартную для найма информацию о соискателях: профессиональные навыки (54%), опыт работы (30%), достижения и успехи на предыдущих местах (14%). При этом 29% потенциальных работодателей интересуется и личной информацией кандидата.
Кстати, личными записями своих сотрудников, которые они оставляют в блогах или соцсетях, пока интересуется меньшинство работодателей — лишь 27%. 73% работодателей утверждают, что не следят за их блогами. HR-специалисты большинства компаний придерживается мнения, что работники имеют полное право на свободное выражение мнения в Интернете, а многим просто некогда за этим следить. Правда, если сотрудник оставит негативное мнение или отзыв о компании-работодателе, 15% компаний готовы оштрафовать провинившегося, еще 40% — уволить, а 44% — ограничатся выговором. Причем 66% из опрошенных уверяют, что таких случаев у них не было.
Инструмент не для всех
Интересен разброс специальностей, которые востребованы работодателями в социальных сетях. Многие компании из различных сфер бизнеса признаются, что пробовали «хантинг» в соцсетях. Среди них сети розничной торговли, банки, рестораны, телекоммуникационные компании, СМИ и прочие. Однако чаще всего такой инструмент, как соцсети, используют для поиска менеджеров по управлению персоналом, IT/Интернет-специалистов и профессионалов в сфере оказания услуг для бизнеса (больше половины компаний). А, например, юристов или специалистов по строительству и недвижимости ищут в соцсетях гораздо реже (13% и 29% соответственно).
«В социальных сетях можно искать специалистов, работающих в сфере медиа, коммуникаций, маркетинга или рекламы. В принципе, можно также найти менеджеров проектов в Интернете. В любом случае, работа подбираемого специалиста должна быть так или иначе связана с Интернетом», — пояснил BFM.ru президент компании HeadHunter Юрий Вировец.
По его мнению, социальные сети уже сейчас являются инструментом для поиска работы и сотрудников, но работа с ними очень трудоемка, и подходят они далеко не для всех видов рекрутмента. «На hh.ru компании приглашают на собеседования 140 тысяч человек в неделю, потому что сайт является удобным инструмент профессионального рекрутера, а людям комфортно отделять личную жизнь от профессиональной — аккаунт в социальной сети и резюме на джоб-сайте. С точки зрения отдачи на инвестиции, использование специализированных сайтов для поиска сотрудников гораздо выгоднее. Например, в компании Ernst&Young поддержанием страницы с вакансиями в Facebook занимаются 8 человек. Хотя само по себе использование Сети бесплатно, требуются немалые вложения, чтобы страница была популярна», — рассказал президент HeadHunter.
В свою очередь, Алена Владимирская считает, что при имеющихся на рынке тенденциях у всех рекрутеров есть повод для беспокойства. Если бизнес, вне зависимости от отрасли, не будет думать о создании качественной инфраструктуры, образования, системы «выращивания» специалистов, на поиск сотрудников будет уходить все больше времени. «Будет все больше расти „зарплатный пузырь", потому что имеющихся профессионалов легче всего переманивать под большую зарплату», — предупреждает она.
Новость на сайте «BFM.RU»