Последние
месяцы от менеджеров по управлению людскими ресурсами часто доводится
слышать, что в нынешней экономической обстановке предприятия ищут
руководителей–спасителей, а эксперты по финансам в свою очередь
отмечают, что пришло время безошибочной стратегии. Наблюдая за
процессами в экономике и в обществе в целом, а также вспоминая свои
попытки играть роль руководителя–спасителя и осуществленные «подвиги»,
у меня сложилось определенное мнение о шансах такого подхода на успех и
о возможных решениях. |
В крупных
предприятиях с профессиональным руководством смена руководителя по
причине кризиса побуждает задать вопрос: а почему же этот профессионал
руководил этим учреждением до сих пор? Если же мы посмотрим на меньшие
по размерам и менее зрелые предприятия, которыми чаще всего руководят
сами владельцы, то для них бороться с кризисом путем принятия на работу
профессионального руководителя в самом водовороте этот кризиса, я
считаю весьма спорным шагом. Исходные позиции в таком предприятии
могут выглядеть следующим образом. Предприниматель руководит своим
бизнессом, который некоторое время развивался и процветал, но у
которого сейчас по причине известных экономических проблем или
каких-либо других обстоятельств дела больше не идут так хорошо.
Предприниматель-руководитель, который уже испробовал все известные себе
средства, понимает, что ситуация развивается в нежелательном
направлении. Решение принять профессионального руководителя со стороны
- это признание своего отчаяния и неспособности справиться с ситуацией,
что ни для кого не может быть приятно. Нанимая руководителя в этой
ситуации, навряд ли владелец сможет сформулировать стоящие перед ним
задачи и критерии оценки его работы. Ситуация скорее звучит так: «Ну,
мы больше не знаем, что делать, сделай хоть что-нибудь!» Это по сути
равносильно «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что». От
пришельца по сути ожидают чуда. Если и находится такой профессионал,
которому нравится принимать брошенные вызовы, с внутренней мотивацией,
то он и будет пробовать идти куда-то и нести что-то. Вопрос только -
будет ли то, что он принесет тем, о чем мечтал владелец, будет ли это
ожидаемым чудом. Думаю, что в 99,9% случаев - не будет, поскольку
чудеса происходят только в сказках, и такой подход ведет в лучшем
случае к взаимонепониманию, а в худшем - к полному конфликту. Ситуация
в предприятии, которое ждет такого руководителя-спасителя -
экстремальная. На него лавиной начинают обрушиваться проблемы, которые
необходимо решать и которые все - из категории жизни и смерти и все -
абсолютно неотложные. Большую часть этих проблем в нормальной ситуации
можно было бы делегировать руководителям, ответственным за определенные
функции, но в настоящий момент таковых больше либо нет, либо их
деятельность идет вразрез с элементарными принципами руководства
предприятием. Таким образом новый руководитель вынужден заниматься
этими вопросами сам, причем это вопросы, требующие самого глубокого
знания конкретной сферы, обстановки, предприятия, вовлеченных игроков,
чего у него на начальном этапе, конечно же, не будет. Это означает, что
безошибочную стратегию ему трудно реализовать, и его ошибки, которые в
более-менее нормальной ситуации вызвали бы лишь улыбку или непонимание
у подчиненных, в экстремальной ситуации могут иметь серьезные
последствия. В свою очередь до дел, в которые он мог бы внести
наибольший вклад - такие, как усовершенствование процессов,
реструктуризация, разработка стратегии - у него просто-напросто из-за
нехватки времени еще долго не дойдут руки. Другим камнем
преткновения на начальном этапе работы в подобной компании, является
перенятие бразды правления. Если подобное в практике предпринимателя
происходит впервые, никакого профессионального подхода тут ожидать
нельзя, и новому руководителю необходимо самому заниматься изучением и
исследованием различных вопросов. Образно говоря - ему придется
заняться археологическими раскопками, осторожно раскрывая слой за
слоем, пытаясь воссоздать последовательность исторических событий. При
раскопках можно обнаружить разные вещи - и заржавелые мечи, и
упрятанные сокровища, и захороненные скелеты. Передача дел на этой фазе
именно поэтому и оказывается столь сложной, ведь нелегко говорить о
«скелетах в шкафу» - о них, скорее, очень хочется забыть, переписав
историю заново. В результате таких находок может показаться, что
основополагающие ценности владельца и нового руководителя принципиально
расходятся, что означает либо полную перестройку предприятия, либо
расставание. Археология - занятие неспешное, в ситуации, когда
определенная часть тела объята пламенем, ей трудно заниматься - можно
просто не успеть. Мой личный опыт и наблюдения показывают, что для
того, чтобы ознакомиться с организацией настолько детально, чтобы можно
было уверенно там работать, необходимы 9-12 месяцев, а в ситуации
серьезного кризиса - это очень долгое время. Поскольку исходным
пунктом была мечта владельца о развитии бизнеса, плюс упомянутыми
моментами риска при руководстве бизнесом в добавок к кризису, плюс
убежденность спасителя о своих особых возможностях, то результат этого
сложения определен уже в тот самый момент, когда спаситель принял свою
новую миссию. В направлении психологии, развитом Э.Бернсом, подобные
отношения называются психологическими играми. В этом случае участники
игр разыгрывают так называемый драматический треугольник С.Карпмана, в
котором участники последовательно пробуют себя в роли спасителя,
преследователя и жертвы. Молодой руководитель сначала играет роль
спасителя, потом становится преследователем и в конце-концов
превращается в жертву. Классическим примером мне кажется деятельность
уже бывшего премьера, когда ярко обозначились три этапа: вначале -
спаситель, способная личность, на которую возлагаются надежды на
выведения страны из кризиса, потом - преследователь, авторитарно
реорганизующий госуправление, принимающий непопулярные решения, и в
конце-концов - жертва, которая не понимает, что делать с налоговой
системой, и все испортившая. Мой вывод: таким образом кризис в
предприятии разрешить нельзя. Владелец не разрешит его механически,
пригласив нового руководителя. Если предприятие столкнулось с
какими-либо проблемами - тому есть фундаментальные причины. В то же
время я считаю важным стремиться к этой цели впеспективе, поскольку с
развитием индустрии рынок постоянно требует повышения профессионализма.
Профессиональный руководитель даст владельцу возможность вырваться из
ежедневной рутины, а также повысит ценность предприятия в глазах
профессиональных инвесторов. Чтобы к этому прийти, предпринимателям
нужно отбросить иллюзии о том, что кто-то чудесным образом вместо него
способен разрешить накопившиеся проблемы - необходимо пересмотреть свои
взгляды, убеждения, ценности, требования, реорганизовать, по сути,
самого себя. Следует посмотреть вокруг и обдумать нужды других
задействованных сторон, поставить себя на их место, найти новых
соратников. Кризис можно разрешить, пройдя его насквозь, прочувствовав
его, как неприятно это ни было бы. И тогда, когда появится ясность
насчет себя и насчет ближайших соратников, целей и критериев, можно
приглашать в команду профессионального руководителя, тогда это принесет
ожидаемые плоды. |