О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ | Назад
Ильин И.А. ...Не
раздумье опасно, а безволие; не самоуглубление, а нерешительность.
Русской интеллигенции есть над чем задуматься; и без религиозного и
духовного самоуглубления ей не найти верного исхода. Честно и
мужественно она должна сказать себе, что революционн Иван Александрович Ильин
О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
(1928)
"Вы соль земли. Если же соль потеряет силу,
то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к
чему не годна, как разве выбросить ее вон
на попрание людям".
Еванг. от Мтф., V. 13
Русская интеллигенция стоит на великом, идейном и волевом распутии. У
обрыва, у бездны пресеклась ее прежняя дорога: нельзя идти далее в том
же направлении. Есть лишь крутой поворот в сторону, на новые,
спасительные пути; и есть скользкие, обрывающиеся тропинки-на дно...
Надо понять и выбрать; решить и идти. Но нельзя выбирать долго: сроки
коротки, а время идет. Или вы не слышите, как зовет Россия? Или вы не
видите, как развертывается и назревает мировой кризис? Поймите же:
Россия должна быть освобождена и очищена до того, как мировой кризис
назреет и разразится!..
Не раздумье опасно, а безволие; не самоуглубление, а нерешительность.
Русской интеллигенции есть над чем задуматься; и без религиозного и
духовного самоуглубления ей не найти верного исхода. Честно и
мужественно она должна сказать себе, что революционное крушение
русского государства есть прежде всего ее собственное крушение: это она
вела и она привела Россию к революции. Одни вели сознательною волею,
агитацией и пропагандой, покушениями и экспроприациями. Другие вели
проповедью непротивленчества, опрощения, сентиментальности и равенства.
Третьи - безыдейною и мертвящею реакционностью, умением интриговать и
давить и неумением воспитывать, нежеланием духовно вскармливать,
неспособностью зажигать свободные сердца... Одни разносили и вливали яд
революции; другие готовили для него умы; третьи не умели (или не
хотели) растить и укреплять духовную сопротивляемость в народе...
Здесь все должно быть мужественно додумано до конца и честно
выговорено. Горе упрямым и трусливым! Позор самодовольным лицемерам!
Беспристрастная история заклеймит их как слепцов и разрушителей, а
восстановление России будет обусловлено вымиранием их поколения...
Ныне русская интеллигенция или задавлена и обессилена в стране, или
извергнута из России, или погублена революционерами. Не в суде над нею
дело, хотя каждый из нас всегда призван к суду над самим собою. Не
обвинять нам надо друг друга, хотя прозреть и обновиться сможет лишь
тот, кто сумеет найти и свою собственную вину в событиях. Мы не ищем
"обвинения"; но мы не можем замалчивать правду, ибо правда необходима
сейчас России, как свет и воздух...
Зоркий и честный диагноз есть первая основа лечения. Но этот диагноз
должен быть не клеймящий, а объясняющий. И те, кто ныне особенно
склонен к клейму и злопыхательству, пусть помнят, во-первых, что они
сами пребывают на скамьи подсудимых; во-вторых, что умственные и
духовные течения слагаются медленно и бывают устойчивы, как психоз, так
что не подчиняться им и плыть против течения могут только исключительно
сильные натуры; и в-третьих, что ныне нам дан новый исторический опыт,
которого не имели наши отцы. Отвергать людей надо не за их прошлые
неудачи или заблуждения, а за их нынешнее злостное нежелание прозреть...
Я говорю совсем не об "отцах" и "детях". И перед революцией были мудрые
и сильные отцы; они имеются у нас и теперь - это наш кладезь
государственного опыта, залог и гарантия того, что мы идем по верному
пути. А молодежь и перед революцией вопила, что она "понимает все лучше
отцов"; и вот - довопилась... Только ослепленные и одержимые не мудреют
с годами; только гению дается сразу, от молодых ногтей, семь пядей во
лбу. И всегда так было, и всегда так будет, что юная самоуверенность
чревата бедою.
Итак, я говорю совсем не об "отцах" и "детях" ...
Да, одна из причин революции - в настроении ума и в направлении воли
русской интеллигенции. Вся беда в том, что русская интеллигенция
неверно поняла свое предначертание и свою задачу в жизни России и
потому не нашла своего органического места и не делала своего
органического дела в стране. Мы говорим не о служилом, военном и
гражданском кадре, который всегда был богат сильными и верными людьми,
а о партийных (левых и правых) "политиках" и о заражавшейся от них
обывательской массе. Эта интеллигенция делала обратное своему призванию
и не только не строила здоровый дух русской государственности, но
вкладывала свои усилия и свой пафос в его разложение. Отсюда ее
органическое бессилие в час испытания и беды, ее растерянность, ее
поражение и крушение.
В час испытания и беды, в час изнеможения, уныния и соблазна масса
простого русского народа пошла не за русской интеллигенцией, а за
международной полуинтеллигенцией; пошла не спасать Россию, а губить ее;
пошла не к национально-государственной цели, а к частному обогащению;
изменила русской и православной идее и предалась нелепой и
кощунственной химере. Это есть исторический факт, которого нельзя
вытравить из истории России, но который наше поколение обязано
осмыслить до конца; осмыслить и сделать из него волевые выводы для
будущего ...
Этот неоспоримый исторический факт есть сам по себе приговор. Совсем не
потому, что простой народ будто бы "всегда и во всем прав" или что дело
интеллигенции - только прислушиваться к его желаниям и угождать ему;
все это лживые и льстивые, растленные слова, извращающие дело в самом
корне; но потому, что задача интеллигенции состоит именно в том, чтобы
вести свой народ за национальной идеей и к государственной цели; и
образованный слой, не способный к этому, всегда будет исторически
приговорен и свергнут. Но при этом интеллигенция не смеет слагать с
себя вину и возлагать ее на простой народ. Ибо если народ "темен", то
это не его "вина", это творческая, но еще не разрешенная задача
национальной интеллигенции; и если в народе живут и вскипают дурные
страсти, то к облагорожению и направлению их и призван национальный
образованный слой. Воспитатель, жалующийся на своего воспитанника,
должен начать с самого себя; да и не русскому интеллигенту, хотя бы в
раздражении и растерянности, поносить добрую, терпеливую и даровитую
душу русского простого человека...
Если масса простого русского народа пошла не за своим национальным
образованным слоем, а за чужеродными, интернациональными авантюристами,
то причину этого русская интеллигенция должна искать прежде всего в
себе самой. Это значит, что она не была на высоте и не справилась со
своею задачей. Пусть левые и правые партии взаимно обвиняют теперь друг
друга; пусть они спорят о том, кто погубил больного -
эконом-управитель, заставлявший его перенапрягаться в работе при дурном
питании, или недоучка-фельдшер, отравлявший его ядами и заражавший его
бактериями. Нам, ищущим правды и верных решений для будущего, надо
установить, что обе стороны шли по ложным путям, обе вели к погибели, и
что впредь необходимо делать обратное в обоих отношениях.
Русская интеллигенция не справилась со своей задачей и довела дело до
революции потому, что она была беспочвенна и лишена государственного
смысла и воли.
Эта беспочвенность была одновременно и социальною, и духовною:
интеллигенция не имела здоровых и глубоких корней в русской народной
толщи, но она не имела их потому, что ей нечего было сказать русскому
простонародью такого, что могло бы зажечь его сердце, увлечь его волю,
озарить и покорить его разум. Русская интеллигенция в своей основной
массе была религиозно мертва, национально-патриотически холодна и
государственно безыдейна. Ее "просвещенный" рассудок, вольтериански
опустошавшийся и материалистически отравлявшийся в течение нескольких
поколений, тянул к отвлеченному доктринерству и отвращался от религии;
он разучился видеть Бога, он не умел находить Божественное в мире и
именно потому он перестал видеть Божественное в своей родине, в России.
Россия стала для русской интеллигенции нагромождением случайностей,
народов и войн; она перестала быть для нее историческою национальною
молитвою, или живым домом Божьим. Отсюда это угасание национального
самочувствия, эта патриотическая холодность, это извращение и оскудение
государственного чувства и все связанные с этим последствия -
интернационализм, социализм, революционность и пораженчество. Русская
интеллигенция перестала верить в Россию; она перестала видеть Россию в
Божьем луче, Россию, мученически выстрадывавшую свою духовную
самобытность; она перестала слышать священные глаголы России, ее
священное пение в веках. Россия перестала быть для нее религиозною
проблемою, религиозно-волевым заданием. Кого же она могла воспитывать и
куда она могла вести? Утратив веру и Бога, она утратила священный смысл
своей родины, а вместе с тем и самую родину в ее истинном и великом
значении; от этого ее государственное разумение стало пустым, плоским и
безыдейным. Она утратила религиозный смысл государственного
строительства и тем в корне извратила свое правосознание. Ее душа стала
духовно беспочвенною.
Но именно отсюда возникло ее беспочвенное положение в пределах ее собственного народа.
От Бога и от природы русский народ одарен глубоким религиозным чувством
и могучим политическим инстинктом. Богатства его духовных недр могут
сравниться только с богатствами его внешней природы. Но эти духовные
богатства его остаются подспудными, нераскрытыми, как бы неподнятою и
незасеянною целиною. На протяжении веков Русь творилась и строилась
инстинктом, во всей его бессознательности, неоформленности и, главное,
удобосовратимости. Страсть, незакрепленная силою характера, всегда
способна всколыхнуться, замутиться, соблазниться и рвануться на ложные
пути. И спасти ее только и может, по глубокому слову Патриарха
Гермогена, "неподвижное стояние " в правде народных вождей.
Русский народ, по заряду данных ему страстей и талантов и по
неукрепленности своего характера, всегда нуждался в сильных и верных
вождях, религиозно почвенных, зорких и авторитетных. Эту особенность
свою он сам всегда смутно чуял и потому всегда искал себе сильных
вождей, верил им, обожал их и гордился ими. В нем всегда жила
потребность найти себе опору, предел, форму и успокоение в сильной и
благой воли призванного к власти повелителя. Он всегда ценил сильную и
твердую власть; он никогда не осуждал ее за строгость и
требовательность; он всегда умел прощать ей все, если здоровая глубина
политического инстинкта подсказывала ему, что за этими грозами стоит
сильная патриотическая воля, что за этими суровыми понуждениями
скрывается большая национально-государственная идея, что эти
непосильные подати и сборы вызваны всенародною бедою или нуждою. Нет
пределов самопожертвуемости и выносливости русского человека, если он
чует, что его ведет сильная и вдохновенная патриотическая воля; и
обратно-он никогда не шел и никогда не пойдет за безволием и
пустословием, даже до презрения, до соблазна шарахнуться под власть
волевого авантюриста.
Русская предреволюционная интеллигенция не имела за душою того, что
могло пробудить и повести за собою этот здоровый государственный
инстинкт простого народа. Лишенная в самой себе духовной почвы, она не
могла приобрести и общественно-политической почвы в массах;
оторвавшаяся от Бога, разучившаяся строить и поддерживать монархическое
правосознание, применившаяся к классовым интересам и утратившая от
этого национально-государственный смысл, она не имела великой
национальной идеи, способной зажигать сердца, заряжать волю и покорять
умы; она не умела верно стоять, бодро идти и крепко вести; она утратила
доступ к святилищу народной совести и народного патриотизма; и, суетясь
на "политической" поверхности, она была способна только подрывать веру
народа в спасительность монархии, правопорядка и частной собственности.
Перед революцией у нас не было интеллигенции , способной к волевому
воспитанию народа; у нас были только "обучавшие учителя", снабжавшие
учеников "сведениями"; и наряду с этим-демагоги слева, успешно
мобилизовывавшие вокруг себя чернь для переворота, и демагоги справа,
не умевшие сделать даже и этого .
То, что интеллигенция говорила простому народу, будило в нем не
совесть, а бессовестность; не патриотическое единение, а дух раздора;
не правосознание, а дух произвола; не чувство долга, а чувство
жадности. И могло ли быть иначе, когда у интеллигенции не было
религиозного восприятия родины, не было национальной идеи, не было
государственного смысла и воли. Ключ к глубокому и здоровому инстинкту
русского простого народа, ключ к его живому духу был потерян; а доступ
к его низким, жадным и свирепым влечениям был открыт и легок.
Так случилось, что инстинкт национального самосохранения иссяк в
русской интеллигенции и потому она оказалась неспособною будить
инстинкт национального самосохранения в русских массах и вести их за
собою. Русский образованный слой глотал европейскую культуру, не
проверяя ее выдумки и "открытия" - ни глубиною религиозной,
христианской совести, ни глубиною национального инстинкта
самосохранения. Умственные химеры и противоестественные утопии Запада
пленяли его беспочвенную душу, не сдержанную спасительным внутренним
упором здорового инстинкта, этого великого учителя в вопросах
жизненного реализма и политической целесообразности, а слепое доверие к
рассудку и освободившийся в безрелигиозной душе запас фанатизма
превращали эти утопии и химеры в какое-то противоестественное и
безбожное "евангелие" для массы. И весь этот блуд и бред нуждался
только в воле, чтобы возникла волевая одержимость большевицкой
революции.
В таком состоянии русская интеллигенция не могла вести русское дело, не могла строить Россию.
Потеряв живое отношение к Богу, она исказила свое понимание
христианства, сведя все к животной сентиментальности, к социализму и
отрицанию национального начала. Этим она потеряла орган для русского
дела, ибо русское дело есть сразу дело религиозное, национальное и
государственное; и тот, кто упускает хотя бы одну из этих сторон, тот
упускает все сразу.
Вместе с тем, следуя рассудку, материализму и западным теориям, она
извратила свое понимание человеческой природы и народной жизни. Она как
бы ослепла и оглохла для того, что говорит голос инстинкта, голос
органической целесообразности, голос духа, голос личности, голос
национальности. Все распалось для нее на механические составные части и
на механические законы. Тайна живого, органического единения и
творчества ушла от нее, стала ей недоступна: народ распался для нее на
своекорыстные "атомы" и "классы", на "угнетателей" и "угнетенных"; и
смысл великой, национальной, органической и духовной совокупности,
строившей себя в веках и именуемой Россией, стал для нее мертвым
звуком...
Так случилось, что русская интеллигенция инстинктом и разумением своим
отделилась от русского простого народа и сознательно противопоставила
себя ему. Она перестала чувствовать его своим народом, а себя - его
интеллигенцией. Она перестала ощущать свое единое с ним национальное
"мы"; она разучилась видеть в себе национально-волевой орган единого
русского народа, призванный воспитывать и обязанный вести; она сама
себя измерила и оценила плоским мерилом социалистической морали и,
измерив, осудила; она уверовала в физический труд и потеряла веру в
святыню духовного творчества, и, почувствовав свою мнимую "вину" перед
простым народом, пошла "вещать" ему трупную "мудрость" безбожия и
социализма. Она понесла ему начала духовного тлена и разложения,
религию раздора и мести, химеру равенства и социализма. И весь этот
бред и блуд ждал только сильной воли для того, чтобы большевицкая
революция завладела страною...
Сущность русской революции состоит в том, что русская интеллигенция
выдала свой народ на духовное растление, а народ выдал свою
интеллигенцию на поругание и растерзание. И конец революции придет
тогда, когда русская интеллигенция и русский народ возродят в себе
верную глубину религиозно-национального инстинкта и воссоединятся,
когда интеллигенция докажет, что она не только не изменила волю
национальной идеей, но что она умеет умирать за нее и за национальную
власть, а народ убедится в том, что интеллигенция необходима ему именно
как носительница национальной идеи, как строительница здоровой и
великой национальной государственности.
Видим и верим, что час этот близится. Верим и знаем, что кончены
духовные блуждания русской интеллигенции, что ей предстоят впереди
волевые свершения и духовные достижения, ибо великий народ велик прежде
всего в своих вождях и творцах. В беззаветной любви к национальной
России найдут друг друга русские люди; по этой любви они узнают друг
друга и восстановят свое доверие и единство...
|