У
истерической идеи ввести предел наценки на основные продукты питания и
заставить крупных торговцев закупать их у региональных производителей
уже отросли ноги. Законопроект готов и начал стремительное движение по
законодательному конвейеру. |
Правительство
не отказывается от намерения заставить розничных торговцев расплатиться
за экономический кризис и социальное напряжение в обществе.
Предлагаются вполне популистские меры, позволяющие быстро и без особых
затрат (для бюджета) расположить общественность и утихомирить бунтующее
крестьянство.Первые шаги в этом направлении еще две недели назад
сделал премьер-министр Ивар Годманис, заявивший о желании сократить до
10% доли рынка каждой торговой сети, ударив по компаниям Rimi и Maxima. Через
пару дней Вент Арманд Крауклис, депутат Сейма от именующей себя
"правой" Народной партии, предложил понизить цены на продукты, заставив
торговцев применять только ограниченные наценки. Предложение было
передано председателю парламентской Комиссии по народному хозяйству,
аграрной и региональной политике. Обсуждение там продолжается. Вчера
депутаты-"комиссионеры" решили запросить мнение Министерства экономики
об этой идее — и опоздали с этим проявлением любви к народу. Вчера
же стало известно, что Минэкономики с совершенно нетипичной для него
прытью уже разработало соответствующие поправки к закону "Об обороте
продовольствия и надзоре за ним". Уже сегодня на собрании госсекретарей
начнется их межведомственное согласование. Согласно проекту,
правительство получает полномочия составлять список продуктов питания
первой необходимости. При их продаже торговые предприятия смогут
применять лишь строго ограниченную наценку. Срок действия меры будет
ограничен тремя годами с момента ее включения. Это решение якобы
сделает продовольствие более доступным для беднейших жителей. В
аннотации к документу в качестве аргумента упоминается недавний доклад
Совета по конкуренции о рынке молочных продуктов, в котором говорится,
что в некоторых случаях торговая наценка превышает 50%. Разработанная
норма также вменяет в обязанность крупным магазинам (таковыми считаются
все заведения площадью более 300 кв.м) распространять продовольственные
товары региональных производителей. Кто это такие, в поправке не
говорится — дефиниция в проекте отсутствует. Тем не менее торговцам
будет категорически запрещено им отказывать, ограничивать или
прекращать поставки ими товаров без обоснованной причины. Более
того, магазины обязаны позволить поставщикам доставлять "региональные"
товары непосредственно на места торговли. Фактически чиновники
заботливо подсчитали за торговцев, что отказ от централизованных
поставок позволит сэкономить на логистике и за счет этого снизить цены. Малые
магазины в министерстве решили не трогать, сочтя требование для них
невыполнимым. Чтобы предложенный механизм заработал, Минэкономики
предлагает и размер административного штрафа за нарушения правил
торговли поднять до 10 тыс. латов. "Это удивительные и совершенно
непонятные поправки. Очень трудно сообразить, почему они так быстро
продвигаются, — возмущался исполнительный директор Совета иностранных
инвесторов в Латвии (FICIL) Гирт Грейшкалнс. — Сейчас дополнительные
расходы не нужны ни продавцам, ни производителям, ни покупателям. Если
правительство будет определять закупочную стоимость и размер наценки,
то рыночная экономика просто превратится в плановую". "Местные
производители сейчас не могут конкурировать с импортной продукцией
ввиду неэффективности своей работы. Поэтому, принимая поправки,
государство продолжит стимулировать неконкурентоспособное производство.
По сути, если оно не может выжить здесь и сегодня, то о внешних рынках
стоит вообще забыть. Их нельзя поддерживать таким образом", — отметил
г-н Грейшкалнс. Нелицеприятно о поправках высказались и
представители тех, кому они предназначались во благо, — производителей.
По словам главы Латвийской федерации производителей продовольствия
Дидзиса Шмитса, ответственное министерство слишком увлеклось принятием
поправок и уже поднята "ненужная истерия", а все проблемы следовало
активнее решать силами исполнительной власти. Реакция торговцев, как и следовало ожидать, была однозначной. "Нам
понятно желание правительства спасать сельское хозяйство, делая
продукты местных производителей более доступными в магазинах", — мягко
начала Индра Свикле, глава отдела маркетинга компании Palink, оператора
магазинов Iki и Cento (в общей сложности 41 магазин). "Желание
Минэкономики сделать обязательной для розничных торговцев реализацию
региональной продукции и наделить Кабинет министров правом вмешиваться
в ценовую политику мы оцениваем как уродование рынка и ограничение
свободной конкуренции", — жестко продолжила она. Г-жа Свикле
указала и на более конкретные недостатки идеи. В частности, нет
гарантий, что все региональные производители смогут предложить продукт
необходимого качества, поставлять строго по графику и в требуемом
объеме. Любое отклонение причинит ущерб и продавцам, и потребителям. В
любом случае, магазины заинтересованы предлагать только востребованный
товар и представленный ассортимент определяется спросом. Это правило
свободного рынка. "Определение потолка наценки стоит очень
тщательно обдумать. На данный момент проценты начисляются таким
образом, чтобы могли покрыть все торговые издержки. Прибыль составляет
порой совсем незначительную часть наценки. Большую образуют расходы на
зарплаты сотрудников, содержание помещений и оборудования, а также
коммунальные расходы", — пояснила Винета Григане, специалист по связям
с общественностью ELVI grupa (67 магазинов по всей стране, и в 41 из
них площадь превышает пресловутые 300 кв.м). Она отметила, что введения
ценового барьера для товаров первой необходимости в первую очередь не
вынесут маленькие магазины, для которых эта группа товаров является
основной. Наценка производителя в 90% случаев в два раза выше,
чем у торговца, поэтому необходимость в применении барьера совсем не
ясна, в свою очередь отметил Валдис Турлайс, председатель правления
одной из двух крупнейших в стране сетей магазинов Rimi Latvia (55
магазинов Supernetto и 44 Rimi, все больше 300 кв.м). Для
вступления в силу после рассмотрения собранием госсекретарей поправки
должны пройти два рассмотрения на правительстве, три слушания в Сейме и
получить подпись президента. |