Каргин Superstar. Часть 40
«В
последнем Forbes прочитал, что в Америке пока не продан ни один
Maybach. Его не продают просто богатым, чтобы они поездили и
посигналили. В России мне предлагали 100 000 долларов, чтобы его
забрать».
IV. Валерий Каргин и вещи
Валерий Каргин и Виктор Красовицкий миллионерами — долларовыми,
не жалкими миллионерами в деревянных рублях — стали уже в конце
восьмидесятых годов, когда, выражаясь скромными словами нашего главного
героя, «почувствовали себя богатыми людьми. Но никогда не
демонстрировали свою зажиточность».
Конечно, ни зажиточность, ни все приобретенные дорогие и
гипердорогие игрушки никогда и ни в коем случае не демонстрировались.
Совершенно случайно прогулка банкира с сыном по Вецриге из-за наличия
телохранителей и транспортных средств в середине девяностых напоминала
настоящую процессию.
Однозначно и абсолютно нечаянно вышло так, что уже в начале
девяностых годов доморощенные средства массовой информации все чаще и
чаще стали упоминать то ружьишко банкира с золотым петушком, то все
расширяющийся элитный автопарк Pareks'a, в том числе, пользованный
бронированный Rolls-Royce какого-то арабского шейха — иногда
называемого королем Бахрейна (»Когда у Pareks'a в давние времена были
проблемы, Витя купил и показал всем Rolls-Royce», — посмеивается сейчас
другой ветеран банковской сферы) и автомобиль Daimler-Benz, каких в
1993 году выпустили всего шесть штук (причем на одном из таких ездила в
то время еще живая принцесса Диана), то чувственно подтверждающие
успешную жизнь и нетривиальное эго слова Валерия Каргина: «У меня
мобильный телефон новейшей системы!»
Время шло, но падкость на вещицы оставалась прежней — пока Виктор
Красовицкий все больше отступал в тень, павлиний хвост его компаньона
распускался все шире и пышнее.
«У нас первых появились Subaru. Infiniti мы тоже купили первыми;
новые джипы Mercedes в Риге тоже наши...»; «У нас многие хотели купить,
даже дороже, чем они стоили. На моем первом Mercedes 1989 года выпуска
кто-то до сих пор ездит, даже табличку к нему прикрутил...»; «Не хочу
выпячиваться как [российский фармацевтический мультимиллионер Владимир]
Брынцалов: «Вот, у меня сотня пар спортивной обуви!» — мне так не
нравится. Но дома у меня все стены увешаны картинами...»; выставочные
мотоциклы, коллекции часов, оружия, исторических писем и автографов, «к
сожалению никто мне не хочет что-нибудь такое продать» — это о желании
приобрести какую-либо из работ Шагала, 100 тыс. долларов в год на
охоту, ружья, естественно, только Blazer и Holland & Holland...
И конечно же, все растущее желание похвастаться удачными трофеями.
Правда, в середине девяностых годов его немного подпортил российский
журнал «Деловые люди», упомянув, что застреливший нечаянно корову
проводника-лесника латвийский банкир вполне мог послужить источником
вдохновения для появления аналогичного эпизода в легендарной
кинокомедии «Особенности национальной охоты».
(Между прочим, это упоминание, очевидно, было настолько
неприятным, что, желая дефект превратить в эффект, наш герой этот
эпизод изложил другому российскому журналу уже в своей редакции: «В
сумерках промелькнуло какое-то животное. Лесник говорит: «Барсук!
Стреляй!» Надо отметить, что я не очень хороший охотник. Но он кричит
«Стреляй, стреляй, уйдет!» Я прицелился. Выстрелил. Подошли ближе —
лежит корова. Мертвая. Я заплакал. Потому что мне так редко удавалось
куда-нибудь попадать. Смотрю на корову и думаю: «Сейчас дождусь ее
хозяина, он придет, будет ругаться». Вдруг за спиной слышу всхлипывания
— лесник. Оказалось, я его корову застрелил...»)
Но память человеческая коротка, и этот случай благополучно затмили
рассказы Валерия Каргина о «достаточно большом количестве трофеев,
часть из которых могла бы претендовать даже на золотые и серебряные
медали, но банкир этим не кичится и даже ни в одной выставке не
участвовал», и еще о новом «трофее — мече голубого марлина. Редко кому
удается такого поймать и вытащить, а я вытащил»... (заодно и себя
вспомнив: «Приятно было чувствовать себя сорокалетним, выносливым,
хорошо тренированным мужчиной»).
Особое место среди игрушек занял новый дом банкира в Булдури, о
котором некий представитель банковской сферы, которого никак нельзя
упрекнуть в чрезмерной неприхотливости, все же высказался:
«Дом — это твой стиль жизни. Эта крепость там не по глупости.
Человек построил дом не где-нибудь, где вокруг равные ему по доходам,
или просто в укромном месте, а там, где самое топовое место для обычных
людей. Такое место не выбрал бы ни один человек, у которого из
невеселого или полного обид детства не сохранилось бы желания,
например, быть первым на виду у всех. И вся эта история становления —
доказать, что я могу то, чего хочу.
Да, я понимаю, что ненавидят, что на заборе гадости писать будут. Но
я этот дом хочу именно здесь... И могу позволить себе потребовать у
всех снять обувь, чтобы не стирались золотые ободки на мраморе».
И так далее, и так далее — пусть постепенно, но прихоти банкира
становятся все, если так можно сказать, утонченнее, с попытками найти
для них какой-либо, лучше всего исторический резон. «Maybach — это
абсолютный символ финансового начинания. Выпуск 2003 года, всего,
кажется, около трехсот машин. Моя — одна из первых», — это еще ранний
Валерий Каргин.
Но вот уже нашедший более благородную версию — не «просто богатый»,
не какой-то «человек из России» (»Меня считают пророссийским, но с
Россией меня связывает язык, и ничего больше!»), а ценитель символов,
old money — представитель старых респектабельных денег:
«В последнем Forbes прочитал, что в Америке пока не продан ни один
Maybach. Его не продают просто богатым, чтобы они поездили и
посигналили. В России мне предлагали 100 000 долларов, чтобы его
забрать. Но для меня эта машина имеет совсем иной смысл, чем для
человека из России.
У нас старый банк. Одной из его частей еще в XVIII столетии был
Дворянско-Лифляндский банк. До Второй мировой войны банк, в котором мы
сейчас находимся, принадлежал Dresdner Bank. В те времена у
управляющего банком был Maybach. Тогда было так принято. И я как
президент Parex bankа вижу в Maybach известную преемственность, связь с
историей.
Позднее тут был Русско-Азиатский банк. А после войны здесь
находилось латвийское отделение Промстройбанка СССР. И, что
удивительно, все эти банки обслуживали одних и тех же клиентов.
Менялись названия организаций, они говорили на различных языках,
документацию вели и на русском, и на латышском, и на немецком, но
клиенты были все те же, да и доходы были схожими — транзит и
мануфактура.
Национализация банков в Латвии была произведена до 1940 года, но
советская власть ее поддержала, ничего не изменив. И немецкие
оккупационные учреждения по сути тоже ничего не меняли. Для меня
Maybach — символ преемственности бизнеса...»
Продолжение следует
Все права на русскую версию книги «Каргин Superstar» принадлежат ООО Telegraf.
Источник: http://www.telegraf.lv/news/kargin-superstar-chasty-40 |