ПОСЛЕДНИЙ ВОЛЬТЕРЬЯНЕЦ
В
понедельник пришла печальная весть: скончался известный русский
писатель Василий Аксёнов. С именем этого художника во многом связано
зарождение в конце 50-х – начале 60-х годов молодёжно-исповедальной
прозы. В своё время шестидесятники зачитывались его «Звёздным билетом»
и «Затоваренной бочкотарой». После выхода в 1979 году неподцензурного
альманаха «Метрополь» Аксёнов вынужден был остаться в Америке. В
эмиграции он написал «Остров Крым», «Ожог» и другие свои произведения.
В последнее время писатель жил на два дома: во Франции и в России. За
эти годы им созданы романы «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва
Ква-Ква» и «Редкие земли».
У Аксёнова осталось много друзей. Мы попросили ответить на несколько вопросов его близкого товарища Юлия ЭДЛИСА.
– Юлий Филиппович, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Аксёновым.
– Познакомились мы в конце 1959 года, когда я переехал из
провинции в Москву. С этого времени на протяжении двадцати
лет, до отъезда Васи в Америку, мы виделись ежедневно. Дело в
том, что и я, и он жили в одном и том же кооперативном доме на
Красноармейской улице, в одном и том же подъезде. Более того,
наши дети ходили в один и тот же детский сад, а потом учились в
школе в одном классе.
Мы были больше чем друзья. Скажу даже так: более близкого
человека у меня не было. Мы читали друг другу свои рукописи
и очень дорожили мнениями, суждениями друг друга по поводу
прочитанного. Вместе жили, вместе отдыхали в Коктебеле,
Дубулты, Пицунде. Помню, в августе 1968 года мы всю ночь
праздновали день рождения Аксёнова на коктебельском пляже.
А утром пришёл Юрий Трифонов и странным голосом сказал: «Всё.
Конец». Мы: «Что всё, Юра?» Он: «В Праге». – «Что в Праге?» – «Наши
войска вошли в Прагу». И мы тогда поняли, что всё кончилось.
Кончилась хрущёвская оттепель, кончилась возможность
построения социализма с человеческим лицом.
Хотя мы не были людьми сильно пьющими, но любили посидеть
за дружеским столом в ресторане ЦДЛ или Дома актёра. Вася
был весёлый, обаятельный, с поразительным чувством юмора
компанейский человек, вызывавший у всех симпатию и любовь,
что, согласитесь, дано не каждому из пишущей братии. Кроме
того, он был образованный, много читал, прекрасно знал
отечественную и зарубежную литературу. С ним было всегда
интересно поговорить. Вспоминаю, как Аксёнов, Борис
Мессерер, Виктор Славкин и я отмечали аксёновский день
рождения в ресторане «Континенталь» и засиделись за
увлекательной беседой далеко за полночь.
После отъезда Аксёнова за границу я встретился с ним
только в 1989 году в Париже. Французский ПЕН-клуб пригласил
меня тогда на празднование 200-летия Французской революции
(а до этого времени я с 1968 по 1986 год был невыездным).
Признаюсь, что первое время мы даже не знали, о чём говорить,
настолько отличалась его жизнь от моей.
– А какую аксёновскую книгу вы больше всего любите?
– Их много. Я высоко ценю повести «Звёздный билет», «Ожог»
(особенно те главы, где он рассказывает о своей поездке к
матери в Магадан), «Затоваренная бочкотара». Очень люблю
его новомировские рассказы. В романе «Остров Крым» Аксёнов
выступил в неожиданном для него историко-познавательном
ключе. Может быть, это была его самая лучшая придумка, вершина
его мышления.
Вообще Аксёнов был разный писатель. Не всё в его
творчестве равнозначно, были и слабые вещи, но это никоим
образом не умаляет его достоинств как крупного, яркого
писателя, – как, скажем, роман «Воскресение» Толстого не
умаляет значения «Войны и мира».
– Что во взглядах Аксёнова вам особенно импонировало?
– Его абсолютная вера – и как писателя, и как человека – в жизненную необходимость свободы.
– А в творчестве?
– Гибкость, лёгкость, с которой он искал и находил слог,
ритм, интонацию для каждой своей вещи. Он иногда уходил в
такие подземелья, в такие области языка, композиции, в
которые до него ещё никто не заходил. Он постоянно менялся.
Что общего, скажем, между его молодёжно-комсомольской
повестью «Коллеги» и последовавшим тут же «Звёздным
билетом»?
Многие считают, что Аксёнов начался с «Метрополя». Но это
не так. К этому времени он уже был сложившимся писателем.
Между прочим, «Метрополь» придумал Ерофеев, а Аксёнов был
той крупной фигурой, которая защищала собой этот альманах.
Собственно «Метрополь» являлся не столько литературным,
сколько общественным актом. Аксёнов играл собирательную
роль. Вокруг него всегда толпилась молодёжь, из которой вышло
много талантливых писателей. Ну, к примеру, Александр
Кабаков.
– Василия Аксёнова много экранизировали. Какая экранизация, на ваш взгляд, самая удачная?
Все неудачны. Особенно огорчил телесериал «Московская
сага». Этот Барщевский, по-моему, бездарный режиссёр. Другой
его фильм, снятый по роману «Тяжёлый песок» Анатолия
Рыбакова, ещё хуже. Вообще, как мне кажется, хорошую прозу,
особенно ироническую, трудно экранизировать.
– А что вы можете сказать о театральных постановках по аксёновским произведениям?
– На мой взгляд, был удачный спектакль по пьесе «Всегда в
продаже». Он шёл в шестидесятые годы в «Современнике». А
вот другой виденный мною спектакль – «Цапля», который поставил
Антуан Витез в Париже, мне не понравился. Тут я должен
сказать, что, на мой взгляд, вся сила и блеск аксёновского
таланта проявилась в прозе, а драматургия у Аксёнова была
всё-таки на втором плане.
– Когда вы в последний раз разговаривали с Василием Аксёновым?
– В последнее время встречались и перезванивались редко.
Возраст брал своё. В один из своих последних звонков он
посетовал: «Слушай, тут кто-то сказал, что ты на меня
обижаешься за то, что я будто тебя забыл. Но ты же знаешь, что
мы с тобой всегда были вместе, всегда шли в одной упряжке». Я,
конечно, успокоил его, что никогда на него не обижался.
Для меня это ужасная потеря. Это такое личное, интимное, что
об этом неловко говорить. Я знаю, что такое терять близких
людей. Ушли Булат Окуджава (с которым я был знаком с 1943
года), Владимир Максимов, Юрий Трифонов, Юрий Левитанский,
Анатолий Рыбаков, Анатолий Эфрос. Теперь вот Василий
Аксёнов. Мы, шестидесятники, теперь как в осеннем
поредевшем лесу… Записал Илья КОЛОДЯЖНЫЙ
Источник: http://www.litrossia.ru/2009/27/04313.html |