Последний волшебник Скончался Василий Аксенов
Василий Павлович Аксенов прожил без малого семьдесят семь лет.
Последние полтора года (с января 2008-го) он пребывал буквально на
грани бытия, но и утратив сознание, словно бы не хотел покинуть
страстно и неизменно любимую им нашу грешную и прекрасную землю. Что
неудивительно: Аксенов был сверхщедро наделен даром искренней и
свободной любви к тому единственному миру, в котором нам выпало жить.
Этим даром надиктованы и пропитаны все без исключения книги Аксенова,
этот дар позволил ему уже в ранних сочинениях расковать и расколдовать
примороженный городской русский язык, запечатлеть великое множество
ярких и трогательных лиц, вселить в души своих читателей доверие к
свободе, уважение к самим себе и надежду на счастье.
Не
понаслышке зная, что такое беда, мальчишкой лишившись отправленных в
застенки родителей, попав после детдомовских мытарств в Магадан, где
отбывала послелагерную ссылку его мать Евгения Семеновна Гинзбург (в
будущем автор одной из самых страшных и душевно высоких мемуарных книг
о сталинской тюрьме и каторге), Аксенов никогда не признавал «законных
прав» зла и никогда не смешивал его с добром. Ранние вещи Аксенова
вроде «Звездного билета» (1961) или «Апельсинов из Марокко» (1963)
кому-то теперь могут казаться наивными и слишком крепко сцепленными с
эпохой «оттепели», но отказать им в благородстве, свободолюбии и
веселом мужестве позволит себе лишь тот, кто все эти понятия --
безотносительно к Аксенову -- почитает химерами и выдумками.
А
Аксенов любил выдумывать, претворять обыденность в сказку, вести за
синей птицей, дарить симпатичным героям удивительные подарки,
громоздить великолепные несуразности, таким образом напоминая читателям
о том, что жизнь наша -- при всей ее жестокости и глупости -- к мраку и
страху сводиться не должна, что человек создан свободным и
предрасположенным к любви, что мерзавцы, даже если их кругом великое
множество, все равно останутся убогим и смешным меньшинством. И
подернутые то большей, то меньшей светлой печалью рассказы молодого
Аксенова -- «Местный хулиган Абрамишвили», «На полпути к Луне»,
«Маленький кит, лакировщик действительности», даже «Завтраки 43-го
года» (где циничный и жестокий «потомок марсиан» уходит от, казалось
бы, неизбежного морального возмездия) и «Победа» (где гениальный
гроссмейстер формально капитулирует перед нахрапистым хамом и предвидит
многочисленные повторения этого курьезного и по-своему закономерного
сюжета) -- свидетельствуют об аксеновской вере и надежде не меньше, чем
его истории с хорошим концом.
«Затоваренная бочкотара», самая
удивительная и доподлинно победительная вещь Аксенова, вопреки дурным
предчувствиям, то и дело странным образом проскальзывающим в тексте
повести и сбивающим изначальный ее мажор, все-таки успела затариться, затюриться, зацвести желтым цветком
прямо в «пражскую весну» 1968-го. Осенью того же года танки прошли не
по одной только возликовавшей было Чехословакии. Начались те самые
смутные, нервные, болезненно хмельные, обескураживающе двусмысленные,
но и ставящие перед человеком и художником куда более серьезные, чем
прежде, вопросы «поздние шестидесятые -- ранние семидесятые»,
достовернейшим и неотменимым памятником которым стал лучший роман
Аксенова -- «Ожог». Боль его не проходит и сейчас. Как и
любовь-сострадание ко всем Аполинарьевичам (физику, скульптору, врачу,
джазмену, литератору), на которых «распятерился» мыкавший горе на
Колыме мальчик Толя фон Штейнбок, писатель Василий Аксенов.
Предельная
искренность здесь сошлась с головокружительной игрой, взыскание неба --
с рыдающей ненавистью-жалостью к тем, кто корежит людские судьбы либо
(что столь же отвратительно, но еще горше) предает свободу, любовь и
красоту за надлежащее количество сребреников (рядом с пятью
протагонистами-творцами крутятся пять вчерашних друзей, ставших
отступниками, в чьих прозваньях так или иначе слышен серебряный звон),
трагедия с капустником, хроника текущих событий -- с творимой легендой,
раскаяние в собственном легкомыслии и легковерии -- с верностью тому
лучшему и главному, что всегда жило в Аксенове и влекло к нему самых
разных людей.
Рано или поздно об Аксенове будут написаны
увесистые и решительно противоречащие друг другу книги, благо сам
Василий Павлович работал с изумляющим азартом и оставался писателем до
тех пор, пока не вцепился в него последний недуг. «Остров Крым» (1979)
и «Скажи изюм» (1983), «В поисках грустного бэби» (1987) и сочиненный
сперва по-английски «Желток яйца» (1989, по-русски -- 2002),
«Московская сага» (1994), «Новый сладостный стиль» (1998), «Кесарево
свечение» (2000), нежданные-негаданные, «осьмнадцативечные» по фактуре
и ошеломительно молодые по духу «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004),
«Москва-ква-ква» (2006), «Редкие земли» (2007) -- каждый из этих
романов даст материал и для солидной диссертации, и для закрученного
эссе, и для величального тоста, и для полемического выпада, и для
простой читательской радости от «вкусного» и живого сочетания звонких и
объемных слов. (Да так, собственно говоря, и происходило, когда они --
сперва с запозданием, потом своевременно -- досягали русской аудитории.)
А
ведь есть еще рассказы, пьесы, стихи. Есть чудесные книги для отроков и
отроковиц -- «Мой дедушка -- памятник» (1970) и «Сундучок, в котором
что-то стучит» (1973). Есть статьи, выступления, интервью, в которых
неколебимая приверженность свободе сплавлена с горячей и зрячей любовью
к России. Есть огромный и радостный, фантастический и совершенно
реальный, рождающий счастливый смех и чистые слезы, человечный и упорно
зовущий ввысь мир, который выстроил и подарил людям последний виденный
нами въяве волшебник -- Василий Павлович Аксенов.
Земной ему поклон и светлая память.
Андрей НЕМЗЕР
Источник: http://www.vremya.ru/2009/118/10/232681.html |