Сегодня известному кинорежиссеру Андрею Сергеевичу
Кончаловскому исполняется 72 года. Несмотря на солидный возраст,
заслуженный кинематографист по-прежнему занят разнообразной и активной
деятельностью – он заседает в жюри различных кинофестивалей, ставит
спектакли, пишет книги, охотно общается с журналистами.
Свой
творческий путь Андрей Кончаловский начал во ВГИКе, куда в 22 года
поступил после учебы в Московской консерватории. Ему повезло с
наставником – Кончаловский был зачислен в мастерскую легендарного
Ромма. В качестве одной из курсовых работ Кончаловский снял свою первую
ленту «Мальчик и голубь». В 1961 году этот короткометражный фильм был
удостоен первой в жизни режиссера награды – на XIV фестивале детских
фильмов в Венеции в 1961 году ему дали «Бронзового льва». В
студенческие годы Кончаловский сдружился с Андреем Тарковским, который
учился двумя курсами старше. Их творческий дуэт тогда принес
значительные плоды: они вместе написали сценарий режиссерского дебюта
Тарковского «Каток и скрипка», потом – «Иванова детства», а позже – и
«Андрея Рублева».
Свой первый полнометражный фильм режиссер
снимал, вдохновленный творчеством Акиры Куросавы, поэтому «Первый
учитель» (1965) по Чингизу Айтматову – символическое название –
получился жестким, аскетичным и в то же время очень эмоциональным.
Фильм завоевал несколько почетных призов – специальный приз жюри на
кинофестивале молодых кинематографистов в Йере, «Кубок Вольпи»
исполнительнице главной роли Наталье Аринбасаровой на кинофестивале в
Венеции в 1966 году.
Через два года он поставил картину
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Этот фильм
стал глобальным экспериментом Кончаловского: он доверил практически все
роли простым людям, жителям тех мест, где проходили съемки картины. Но
картина показалась цензорам неправильной, и ее запретили к прокату. В
1987 году, на волне перестройки, вернувшийся в Россию Кончаловский по
чудом сохранившейся авторской копии восстановил в разное время
сделанные купюры, дал фильму изначальное название и выпустил его в
жизнь. Новая критика встретила картину благосклонно. А в 1994 году
режиссер снял своеобразное продолжение этой ленты – «Курочку Рябу».
Затем
режиссер обратился к классике, поставив «Дворянское гнездо» и «Дядю
Ваню», причем в последнем роль Астрова исполнил Сергей Бондарчук, а
Войницкого – Иннокентий Смоктуновский. В 70-х режиссер получил широкое
признание как у зрителя, так и у профессионального сообщества, и даже
отчасти у власти. В 1972 году Кончаловский стал лауреатом
Государственной премии Казахской ССР. Звание было присвоено ему за
сценарий фильма «Конец атамана», написанный им совместно с Э.Тропининым.
В
1975 году, после философского «Дяди Вани», который получил «Серебряную
раковину» в Сан-Себастьяне, и идеалистического «Романса о влюбленных»
Кончаловский приступает к кинороману «Сибириада», который на Каннском
фестивале 1979 года был удостоен Специального приза жюри. В 1980 году
Кончаловский получает звание народного артиста и уезжает за мировым
признанием в Голливуд. С этой поры начинается довольно противоречивый
период его творчества. Кончаловский снимает довольно
«американизированное» кино, и благодаря этому становится успешен у
американской публики. Один из его фильмов того периода – «Поезд-беглец»
(1985) получил три номинации на «Оскар». Однако его отечественные
поклонники считают, что он все же изменил своему стилю. Большим успехом
в Америке стала экранизация Кончаловским «Одиссеи» Гомера в 1997 году.
Это до сих пор один из самых дорогих проектов в истории телевидения. В
фильм было вложено $40 млн. Американская премьера фильма на NBC
получила самые благожелательные отклики. Европейская премьера на XX
Московском международном кинофестивале была столь успешной, что критика
назвала ее «самым громким событием ММКФ».
После этого кино Кончаловский снимал нечасто: в 2002 году вышла тяжелая драма «
Дом
дураков», а в 2007 году – актуальный «Глянец» с сатирой на современные
культурные векторы. Зато все это время Кончаловский активно занимался
сторонними проектами. Им сделаны такие нашумевшие театральные
постановки, как спектакль «Чайка» в парижском «Одеоне», оперы «Евгений
Онегин» и «Пиковая Дама» в Ла Скала и парижской Бастилии. Им написано
множество статей и книги – «Парабола замысла», «Низкие истины» и
«Возвышающий обман».
В марте 2009 года появилась информация о
том, что Андрей Кончаловский может стать художественным руководителем
проекта новгородских кинематографистов «Александр Невский. Выбор
России», в котором, по словам представителя администрации области,
«найдут отражение не только уже привычные и относительно очевидные
стороны образа великого князя, но и неоднозначные, предполагающие
различные оценки стороны его деятельности. Прежде всего, это восточная
и западная политика князя, противоречия между централизацией и
регионализмом, единоначалием и самоуправлением, княжеской властью и
торговой аристократией». Предполагается, что роль Александра Невского
исполнит народный артист РФ Евгений Миронов.
Свои политические
взгляды Андрей Кончаловский наиболее полно изложил в статье «Катехизис
реакционера». В ней он, в частности, перечислил постулаты, которые
считает неверными и вредными заблуждениями: «Мы вступили в XXI век и
перетащили за собой, как гири на ногах, эти заблуждения. Перечислю
наиболее распространенные из них. 1. Свобода есть главная цель каждой
личности. 2. Свободные выборы – единственно приемлемый путь
формирования легитимной власти. 3. Демократия – единственный гарант
эффективной экономики. 4. Права человека, равенство перед законом, цена
жизни – понятия универсальные. 5. Правительство должно заботиться о
народе. 6. Коррупцию можно искоренить – надо только поставить на
ключевые посты честных людей. 7. Либеральные реформы и ужесточение
государственного контроля несовместимы. 8. Свобода информации и
глобализация рынка ведут к созданию открытого мирового общества с
универсальными ценностями. 9. Возрождение репрессивного аппарата – путь
к возрождению коммунистической системы. 10. КГБ (МВД, ФСБ и пр.) – враг
человечества». «Все эти постулаты кажутся мне сомнительными, если не
сказать ошибочными», – резюмировал режиссер.
Как человек,
проработавший немало времени в Голливуде, Андрей Кончаловский имеет
свой взгляд и на политику, в первую очередь внешнюю, которую проводят
США. «Америка прежде всего должна прийти к выводу, что ее образ жизни,
образ мышления, идеология не является единственно приемлемой идеологией
на свете», – заявил он в интервью программе «Вести недели» в январе
2009 года. «Пока Америка не поймет, что мир многополярен, что нет
универсальных идеалов и нет универсальной модели, что мы должны быть
толерантны к другим, Обаме ничего не удастся сделать», – сделал свой
режиссер прогноз.
Касаясь отношений России и США и их возможного
развития в связи с избранием Барака Обамы, Андрей Кончаловский отметил,
что один из предшественников нынешнего главы Белого дома – Билл Клинтон
– хорошо относился к России, «потому что России не существовало на
карте, потому что Россия была на коленях». «Я не думаю, что отношения
США с Россией могут быть дружескими, но они в любом случае могут быть
взаимоуважительными. Надо принимать интересы России как статус-кво, как
данность. Это мало кому нравится. Тем более что Россия является одним
из главных поставщиков энергии, углеводорода. Поэтому максимум, что
может сделать Обама, это уважать интересы России в регионах, в которых
Россия всегда была главенствующей, а также помогать друг другу в
решении тех проблем, которые не можем решить друг без друга. Терроризм,
наркомафия, Ближний Восток», – подчеркнул Кончаловский.
Михаил Васильев
Егор Петров