ЗА ЧТЕНИЕ ЭТОЙ СТАТЬИ ВАС МОГУТ УВОЛИТЬ Тема: WWW-советы
Чем
вы сейчас занимаетесь? Читаете статью. А чем вы должны заниматься?
Попробуем угадать. Скорее всего, в данный момент вы должны выполнять
свои непосредственные обязанности, то есть трудиться на благо фирмы,
сотрудником которой вы являетесь.
Но ведь начальник сидит у
себя в кабинете. А партнеры из Новосибирска могут подождать, вы
обсудите с ними новый контракт чуть позже. Так черт возьми, почему бы
вам не почитать последние новости и не проверить личную почту!
Вчерашняя незнакомка из чата обещала прислать фотографию!
Уже больше десятка лет все прогрессивное человечество неустанно создает
виртуальную копию нашего мира – глобальную сеть Интернет. Именно здесь
за минувшие годы накопилась обширная коллекция маленьких человеческих
радостей. Музыка, видео, газеты, журналы, книги, игры, чаты и форумы –
все то, что раньше требовало от вас больше времени на поиск и лишних
денег. Встать на полчаса пораньше, чтобы по дороге на работу купить
свежих газет, приехать домой на полчаса попозже, чтобы купить новый
альбом любимого исполнителя и последний голливудский блокбастер. А в
обеденный перерыв поболтать в соседней кафешке с бывшей одноклассницей.
Но ведь вы не зря работаете в конторе с быстрым доступом в Сеть?
Вы не одиноки. По статистике треть интернет-сайтов, посещаемых
в рабочее время никакого отношения к работе не имеют. Более того, та же
самая статистика упрямо указывает на то, три четверти порно сайтов
посещаются в рабочее время. Конечно, это не про вас. Но, как известно,
статистика не врет.
«А что тут такого?», – спросит придирчивый читатель. Со своими
прямыми обязанностями я справляюсь, Интернет быстрый и бесплатный.
Казалось бы, сам Бог велел. Но… так думаете вы. К сожалению, в
последнее время руководители компаний стали думать иначе. Простой
расчет. Допустим, в вашей фирме 100 сотрудников. Допустим также, что
каждый из них всего полчаса в день тратит на чтение личной почты или
другие не менее личные дела в Интернете. Упрямая статистика подскажет
еще одну цифру – среднюю зарплату – $2/час. Теперь отвлекитесь еще на
минуту, раз уж оторвались от подготовки проекта и перемножьте указанные
цифры в пересчете на стандартную рабочую неделю в течение одного года.
Получиться более $20000. Глупый расчет, подумаете вы. На что я потратил
эти деньги, подумает начальник.
Но это еще не все. Упрямое руководство подсчитает еще прямые затраты на
оплату «левого» интернет-трафика. Потом сложит получившиеся результаты
и задумается над извечным вопросом - что делать? Ведь это только прямые
расходы. Конечно, с одной стороны, Интернет предоставляет огромный
преимущества в бизнесе. С другой стороны, затраты таковы, что возможная
экономия получается вовсе не спичечной.
Надо сказать, до недавнего времени большинство руководителей, взвесив
все за и против, предпочитало махнуть рукой и признать проблему
неразрешимой – к каждому сотруднику соглядатая не приставишь.
В ряде случаев, впрочем, техническому директору/сисадмину
давалась прямая команда - аську закрыть, веб-почту заблокировать.
Сизифов труд. Всех не прикроешь. К тому же далеко не всегда адреса
нежелательных сайтов очевидны. Ну, скажем, www.sex.com можно закрыть.
Но сколько нам открытий чудных готовит сайт
www.бла-бла-бла.com/бла-бла/бла-бла/бла-бла/бла.html! Но даже если ваш
админ пополняет «черный список» сайтов со скоростью мысли, то
«запретный плод» растет быстрее. Другая крайность – раз нельзя закрыть
все запрещенное, то можно открыть только разрешенное. Но и тут не все
гладко. Как пить дать, вы знаете минимум три веских причины за
занесение нужного вам сайта в список легитимных.
Конечно, в качестве козырной карты против вас всегда выступает
анализ ваших похождений в Сети. Технически это организуется не сложно.
Проблема в другом. Как и всякий анализ, разбор полетов здесь
производится пост-фактум. Вызов «на ковер». А почто, собственно?.. Ты
чей холоп… От холопа слышу… Неприятно одним словом. И руководству, и
подчиненным. Тут и до увольнения не далеко.
Вот тут и начинаются хитрые уловки. Миллионы долларов выкидываются
корпорациями на различные системы on-line анализа запрашиваемых
web-страниц. То есть, в момент запроса специальная программа на основе
ряда параметров выясняет, позволено вам смотреть определенную страницу
или нет. Мощное оружие, но не очень эффективное. Качественный анализ
занимает столь продолжительное время, что работа в сети Интернет
превращается в настоящее мучение. Оптимизация же времени доступа
неизбежно сказывается на качестве результата.
Впрочем, уже сегодня в качестве коммерческого продукта
руководству компаний предлагаются решения следующего поколения по
ограничению доступа в Интернет. В основе их лежит предварительная
обработка всевозможных интернет-страниц и составление упорядоченной
классифицированной базы данных адресов с указанием категории, к которой
принадлежит конкретный сайт.
Причем современные математические методы классификации позволяют
разделять сайты не просто по ключевым словам. То есть, в тривиальном
случае (в том числе при быстром on-line анализе) интернет-сайт,
содержащий, например, слова «секс» или «фашизм» будет заблокирован уже
только по факту наличия соответствующего слова. «Умный» анализ,
практикуемый в последнее время позволяет подразделять тот же «секс» на
порно-сайты и медицинские энциклопедии, а «фашизм» на историческую
литературу и неонацизм.
А далее на сервере вашей компании устанавливается специальное
программное обеспечение, выполняющее роль фильтра. В общем случае
происходит следующее. Вы посылаете запрос к определенному сайту.
Программа фильтр, установленная на сервере вашей компании практически
мгновенно классифицирует запрашиваемы сайт по локальной базе данных,
после чего в зависимости от правил доступа, установленных
администратором, вы либо попадаете на искомую страницу, либо видите на
экране монитора сообщение о запрете доступа к этой странице. Правила
достаточно гибки и позволяют ограничивать права доступа для каждого
сотрудника. Например, сайты категории «поиск работы» могут быть
доступны только сотрудникам отдела кадров.
Конечно, эффективность того или иного решения в этом случае зависит от
размера базы данных адресов, частоты ее обновления и ряда других
параметров. Различные производители предлагают различные продукты. Но
стоит посмотреть на то, что предлагают многочисленные
компании-производители (Cobion, MIMEsweeper, SurfControl, WebWasher и
др.), как становится жутко. Как это не прискорбно, но времена халявы
постепенно заканчиваются. Вопрос лишь в том, когда на глаза вашему
начальнику попадется решение той или иной компании. Ведь после этого
все, что вам останется, сменить работу или идти на поклон к
администратору – без категорий «секс», «драгс» и «рок-н-ролл» проект не
осилить
|