|
Как вести переговоры
Если
вы подключите к головам двух или нескольких собеседников какие-нибудь
хитрые приборы, которые будут регистрировать активность головного
мозга, то я уверен в том, что на его диаграммах и графиках вы
обнаружите одну интересную особенность. Стоит одному из собеседников
произнести слово 'нет', или как-то иначе выразить отрицание на любое
утверждение противоположной стороны, как мозговая активность оппонентов
тут же резко возрастает. А если же согласиться с утверждением
оппонентов, то происходит обратный процесс, и кривые на диаграммах
становятся менее острыми, затухают.
Известно
также, что в переговорах с террористами или всякими другими злодеями
слово 'нет' является запрещенным, оно провоцирует противоположную
сторону на действие. В разговорах по телефону доверия рискованно не
соглашаться или отрицать то, что говорит собеседник: можно
спровоцировать нервный срыв или попытку самоубийства. Вы также знаете,
что в дипломатических переговорах слово 'нет' является из разряда
нецензурных: говорить его нельзя ни в коем случае. Задача дипломата -
согласиться с оппонентом так, чтобы он утЈрся и уехал ни с чем на самом
высшем уровне.
Я
не зря привожу все эти экстремальные примеры, которые не имеют вроде бы
никакого отношения к нашей повседневности. Работа специалистов по
переговорам с террористами, дипломатов или волонтеров на телефонах
доверия кажется романтичной и загадочной, а вот рутинные переговоры с
потенциальным клиентом - чем-то обыденным, скучным и неинтересным
делом. И особенно тогда, когда получается плохо и неубедительно. Но вот
наденьте на оппонента маску и вообразите, что в его руках граната или
заложники, и действительность явится перед вами в несколько ином свете,
не правда ли?
Да,
да, я говорю именно о том, чтобы добавить в переговорный процесс
экстремальных факторов и попытаться смоделировать для вас безысходную
ситуацию - в том смысле, что все ваши усилия, все резервы, весь опыт и
все умения сконцентрировались в яростном желании обязательно получить
результат. Подумайте о переговорщиках с террористами: у них нет никаких
шансов на китайскую ничью, - а, ладно, ерунда, опять не получилось, -
нет, они обязаны сделать в данной ситуации все возможное и невозможное.
У вас та же задача. Вы сожгли в костре трубку мира и достали топор
войны. Террорист должен отпустить всех заложников, полностью
разоружиться и сдаться на вашу милость. Вы должны победить. И других
вариантов у вас нет.
Кто сидит перед вами?
Неудачи
многих переговоров заключаются в том, что у вас нет никакого
представления относительно того, кто сидит напротив вас и с кем вы,
собственно, разговариваете. Кто-то ведет переговоры о поставке партии
конфет, кто-то предлагает свои услуги, и еще кто-то продает рекламную
площадь. Во всех этих случаях оппоненты имеют одно и то же лицо,
психологический субстрат, по которому вы ориентируетесь в пространстве
и аргументах. Итак, на кого он похож больше всего?
Субъект,
с которым вы ведете переговоры, всегда обладает некоторым набором
свойств. Во-первых, он, безусловно, не знает, какое счастье для него
наступит, если примет ваше предложение и поступит так, как предлагаете
вы. Во-вторых, он амбициозен, имеет свою точку зрения (неправильную,
это аксиома, только вслух ему об этом не говорите) и все время
стремится возражать и не соглашаться. И, в-третьих, он очень упрям и
упирается до последнего слова. Итак, кто это?
Правильный
ответ: это подросток в начале своей половой зрелости. Глуп по умолчанию
(ибо не опытен), амбициозен и упрям (свойственно подростковому
периоду). Ваша задача: склонить его на свою сторону, переубедить и
направить на путь истинный. Если вы этого не сделаете, то он явно
наделает глупостей: продаст конфеты вашему конкуренту, или же разместит
свою рекламу в другом месте.
Итак,
на ситуацию переговоров можно смотреть как на антитеррористическую
операцию, а на оппонента в переговорах - как на подростка, которого вы
хотите уберечь от ошибок и заблуждений! Я не думаю, что кто-то озабочен
тем, как бы надуть своего ребенка, в этом нет никакого смысла: вы
всегда хотите его перехитрить ради его же блага. Клиент - это то же
самое. Вы должны его перехитрить ради его же блага. Ибо если вы думаете
только о своей собственной выгоде, то о чем вы с ним говорите?
Да и нет не говорить
Одну
и ту же вещь можно сказать двумя разными способами. Можно сказать, что
клиент, говоря честно и откровенно, дурак, и не понимает свалившегося
на него счастья, а можно и сказать, что он, как умный и предприимчивый
человек и сам отлично понимает все выгоды вашего предложения. Люди не
любят быть дураками, а уж подростки - тем более. Так что первая ваша
задача - всегда и на всех этапах переговоров давать понять человеку,
что он умен и что он все говорит правильно и верно.
Есть
такая детская игра, где 'да и нет не говорить, черное с белым не
носить'. Ее имеет смысл вспомнить и поиграть в слегка модифицированном
варианте: соглашаться всегда и во всех случаях, но никогда не говорить
слово 'нет', а также любых других слов, которые подразумевают явное
несогласие: 'это не так' (на самом деле), 'вы не правы' (да, иногда
встречается такая точка зрения), 'я не согласен с вами' (то, что вы
говорите, имеет смысл, но я хотел бы обратить ваше внимание), и тому
подобное. Как вы уже, наверное, поняли, в скобочках я привожу более
корректные эквиваленты. Вы можете придумать свои, если захотите.
Я
надеюсь, что вы догадываетесь: любое ваше согласие не означает, что вы
согласны с клиентом. Согласие - это способ подавить его критику, его
мозговую активность. Когда вы соглашаетесь, оппонент успокаивается, это
бессознательная реакция, еЈ невозможно контролировать, ей трудно
сопротивляться. К тому же согласие удовлетворяет амбиции и начисто
отшибает возможность спорить.
В
транзактном анализе, - это одна из интересных психологических школ, -
описана такая игра, которая называется: 'Да, но...'. Эта игра основана
на постоянном воспроизведении одного и того же магического алгоритма,
где психотерапевт говорит некоторую мысль (а почему бы вам не
устроиться на работу?), а его пациент все время отвечает заклинанием
(да, но как я устроюсь на работу, если у меня нет высшего
образования?). И как только психотерапевт попал на удочку этого
формального согласия, он обречен и психотерапия провалилась. Эту
технику необходимо взять на вооружение, разумеется, модифицировав ее и
обогатив более элегантными соглашающимися конструкциями (конечно,
верно, все это так, действительно, безусловно, вы правы, согласен,
разумеется, и многие другие).
Утилизация аргументов и возражений
Я
часто наблюдал, как в переговорах убеждающая сторона перебивает клиента
или же прерывает его на полуслове. Я понимаю, что хочется побыстрее
продать конфеты или же рекламную площадь, но лучше этого не делать. И
речь даже не об этике переговоров, а об элементарных житейских
психологических знаниях: ну не любят люди, когда их кто-то перебивает
или прерывает на полуслове. Вы всегда хотите закончить свою мысль, и
все остальные, вероятно, хотят того же самого.
К
тому же клиента просто необходимо слушать, и слушать очень внимательно:
не потому, что он говорит что-то умное, но потому, что его аргументы и
доводы можно использовать в своих целях. В психологии это называется
утилизацией. И если вы в процессе беседы сумеете разика три-четыре
процитировать высказывания клиента, то это окажет на него очень сильное
воздействие.
Не
обязательно, если вы извлечете из этого прямую пользу: цитирование слов
оппонента - это мощнейшее оружие в переговорах. Вы слушаете его очень
внимательно, и в процессе дальнейшего разговора, когда ткань
переговоров многократно модифицируется, вдруг начинаете цитировать его
самого. Тренируйтесь на кошках, домочадцах и сослуживцах.
А теперь я этим горжусь!
Психологический
анекдот про то, как пациент, страдающий энурезом, от этого энуреза не
излечился, но не только страдать перестал, а еще и гордиться этим
начал, - это не анекдот, а истинная правда. Можете также вспомнить Тома
Сойера, который сумел преобразить покраску забора в весьма завидное
дело. И это работает.
В
идеале все проблемные точки в переговорах должны превратиться в
дополнительные выгоды и плюсы, в крайнем случае - быть чем-то
очевидным, что невозможно называть проблемой. Все решаемо. Проблем, как
таковых, нет. В критические моменты (и сколько это стоит, а как долго
вы это делаете, а какие гарантии, и так далее) не надо драматически
понижать голос, делать таинственный вид или печально вздыхать: говорите
уверенно и твердо, как будто это такой пустяк по сравнению с мировой
революцией, что и обращать на него внимания не стоит.
В
то же самое время не стоит увиливать от прямых вопросов, или
отделываться какими-то общими фразами. Речь четкая, внятная, уверенная,
на прямые вопросы столь же прямые ответы. Никакой неопределенности или
расплывчатости. Также я рекомендую не делать пауз и не останавливаться
в ожидании, пока клиент отреагирует на ваше предложение. Вы ответили на
вопрос и идете дальше, прессинг продолжается.
Позы, жесты и темп речи
В
некоторых книжках вы сможете прочитать, что там надо какие-то позы
определенные делать, ноги не скрещивать или даже дышать в унисон со
своим оппонентом. Я думаю, что все это чепуха, и думать об этом нужно в
самую последнюю очередь. Или не думать вовсе. Позы и жесты все равно
невозможно контролировать, и поэтому может оказаться так, что вместо
того, чтобы отстаивать свою позицию, вы в большей степени озабочены
своим дыханием и движением рук.
В
переговорах, если уж речь зашла о позах и жестах, важно не столько
соблюдать позы, сколько иметь определенную установку на собеседника.
Позы будут соответствовать вашему представлению о том человеке, с
которым вы разговариваете, и если в мыслях он болван и тупица, то вы
все равно это продемонстрируете всем многообразием жестов и поз из
арсенала Алана Пиза. Если же вы настроены дружелюбно и конструктивно,
то вы по определению не сможете реагировать на него негативно.
Террорист
- хорошая метафора для того, чтобы проникнуться сверхзадачей достижения
цели, но очень опасная, если вы так смотрите на человека. Более удачный
пример - это наш подросток: амбициозный, упрямый и неопытный, которого
нужно склонить в сторону ваших предложений. Можете поискать свои
собственные позитивные установки на тех людей, с которыми вы ведете
переговоры.
Речь
- живая, бойкая и энергичная. Такая речь привносит в коммуникации
жестикуляцию и эмоциональную насыщенность: это хорошо, если вы не
смахиваете со стола кофейные чашки. Переговоры - это не похороны и не
пост у Мавзолея. И присутствие хотя бы минимального арсенала средств
эмоционального самовыражения, мимики и жестов очень желательно.
Легко в бою
Очень
люблю разговаривать с менеджерами по рекламе. Одно удовольствие.
Давайте, вы разместите у нас рекламу. А почему у вас? А у нас тираж
10000 экземпляров. Это здорово, а вот у них 12000 экземпляров, ну и
зачем вы мне после этого? Тишина...
Рискну
предположить, что значительная часть переговоров проваливается по
банально простой причине: те, кто предлагают товар или услугу, сами не
имеют представления, чем их предложение отличается от других и в чем
его преимущества перед всеми остальными.
За
любым предложением стоит мощная система аргументов и хорошее понимание
всех плюсов этого предложения. И не только. Необходим прогноз
возражений и готовность их встретить четкой и основательной системой
контраргументов. Если всего этого нет, то вы обречены на растерзание.
Бояться
этого, впрочем, не следует, ибо, когда вас мочалят вопросами и
возражениями, у вас появляется отличная возможность приобрести опыт
возражений и на основании этого строить свою дальнейшую линию
поведения. И вот вам, кстати, пример трансформации проблемы в выгоду:
можно страдать и плакать горькими слезами, что вам отказали или вас
послали подальше, а можно и записать в блокнотик все возражения
обвинителя, и на основании этого выстраивать свою линию защиты.
Лишь
еще раз обращаю ваше внимание: легких путей в переговорах не бывает,
все это требует тренировок и основательной подготовки.
Удачи вам в переговорах! TRENINGOFF.ru |